МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Региональный парламентаризм в Западной Сибири
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Д.полит.н., зав. кафедрой, Шашкова Я.Ю.

Рецензент(ы):
к.ист. н., доцент, Асеев С.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Региональный парламентаризм в Западной Сибири

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №939)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 28.05.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Д.полит.н., профессор Шашкова Я.Ю.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 28.05.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой Д.полит.н., профессор Шашкова Я.Ю.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знакомство студентов с тенденциями и особенностями регионального парламентаризма в Западной Сибири, формирование у них способности к политологическому анализу процессов функционирования региональных парламентов,оценке их эффективности, формирование представления об управленческих процессах и формах работы депутатского корпуса и аппарата законодательных собраний.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: владением навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами сбора и обработки данных
ПК-6: способностью участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, органах местного самоуправления, бизнес-структурах, международных организациях, средствах массовой информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.функции и полномочия региональных парламентов, особенности принятия ими политических решений, политико-правовые основы формирования и функционирования региональных парламентов в РФ и регионах Западной Сибири, этапы развития регионального парламентаризма в Западной Сибири, особенности взаимодействия законодательных органов власти регионов Западной Сибири с федеральным парламентом и институтами гражданского общества, функционал депутатов и работников аппаратов органов законодательной власти
3.2.Уметь:
3.2.1.собирать и анализировать теоретические и эмпирические данные о региональных парламентах как институте, Законодательных собраниях регионов Западной Сибири, выделять их особенности и тенденции развития; выделять и осуществлять отдельные виды деятельности в структуре региональных парламентов и их аппаратов, выстраивать взаимодействия между представительными органами различных уровней и между ними и институтами гражданского общества
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.собирать и анализировать теоретические и эмпирические данные о региональных парламентах как институте, Законодательных собраниях регионов Западной Сибири, выделять их особенности и тенденции развития; выделять и осуществлять отдельные виды деятельности в структуре региональных парламентов и их аппаратов, выстраивать взаимодействия между представительными органами различных уровней и между ними и институтами гражданского общества

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Региональный парламентаризм как политическое явление. Институт регионального парламентаризма. Лекции 7 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Региональный парламентаризм как политическое явление. Институт регионального парламентаризма. Сам. работа 7 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Функции и полномочиях региональных парламентов. Сам. работа 7 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Особенности принятия решений в рамках региональных парламентов. Лекции 7 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Политико-правовые основы формирования и функционирования региональных парламентов в Российской Федерации. Практические 7 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Особенности принятия решений в рамках региональных парламентов. Сам. работа 7 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Политико-правовые основы формирования и функционирования региональных парламентов в Российской Федерации. Сам. работа 7 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2.
2.1. Развитие регионального парламентаризма в Западной Сибири. Лекции 7 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Принципы и механизмы формирования региональных парламентов Западной Сибири. Практические 7 2 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Развитие регионального парламентаризма в Западной Сибири. Сам. работа 7 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Принципы и механизмы формирования региональных парламентов Западной Сибири. Сам. работа 7 4 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Особенности формирования региональных парламентов в Западной Сибири. Лекции 7 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Структура и состав региональных парламентов Западной Сибири в 1990-2010-е гг. Практические 7 4 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Особенности формирования региональных парламентов в Западной Сибири. Структура региональных парламентов Западной Сибири. Сам. работа 7 4 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Динамика социально-политического состава региональных парламентов Западной Сибири. Сам. работа 7 4 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Технология парламентской работы Лекции 7 2 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Технология парламентской работы Сам. работа 7 2 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3.
3.1. Взаимодействие региональных органов законодательной власти с Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Практические 7 2 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Взаимодействие законодательных органов власти регионов Западной Сибири с федеральным парламентом. Сам. работа 7 4 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Взаимодействие законодательных органов власти регионов Западной Сибири с институтами гражданского общества Практические 7 4 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Взаимодействие законодательных органов власти регионов Западной Сибири с институтами гражданского общества Сам. работа 7 4 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Подготовка к зачету Сам. работа 7 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС-рег.парлам19.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Салахетдинова Л.Н. Законотворчество в субъектах Российской Федерации: учебное пособие Елец : Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272256
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Желдыбина Т.А. Законотворчество в России: эволюция и современность: Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М" , 2017 http://znanium.com/catalog/product/624307
Л2.2 под общ. ред. С. В. Землюкова Представительная и законодательная власть: история и современность: Барнаул, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальные сайты законодательных органов государственной власти субъектов РФ http://duma.tomsk.ru/, http://www.akzs.ru/, http://zsnso.ru/, http://www.sndko.ru/ и др.
Э2 Официальные сайты Совета Федерации и Государственной Думы http://www.duma.gov.ru/, http://www.council.gov.ru/
Э3 Бизнес-портал Континент-Сибирь http://www.ksonline.ru/
Э4 Электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru
Э5 университетская библиотека on-line http://www.biblioclub.ru
Э6 электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com
Э7 ЭБС Юрайт https://biblio-online.ru/
Э8 Сайт Центра политических технологий http://www.politcom.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по организации работы студентов в ходе лекционных занятий

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, тем более, что тематика дисциплины узко специализирована и фрагментарно представлена в учебной литературе. Поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала.
При составлении конспекта лекции необходимо учитывать следующие моменты:
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная включенность в восприятие материала.
4. Запись должна быть систематической, логически связной.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Цель практических занятий по дисциплине "Региональный парламентаризм в Западной Сибири" – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу, большие объемы эмпирических данных - материалы СМИ, электоральной статистики и другие данные, вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса.
Выступление на практическом занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Желательно сопровождать его презентациями (при характеристике отдельных вопросов регионального парламентаризма).
Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков.
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом практического занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендуемую литературу к теме. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на практическом занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
Также при подготовке к занятиям необходимо учитывать, что деятельность региональных парламентов и ее оценка - зачастую вопрос политический, поэтому при освоении литературы и комментариев экспертов нужно учитывать их политические взгляды, степень причастности к парламентской работе.