МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Риторика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Плахин В.Т.

Рецензент(ы):
д.ф.н., проф., Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Риторика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д. филол. н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д. филол. н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение курса риторики направлено на ознакомление студентов-журналистов с тысячелетней мировой практикой работы в сфере публичного слова, развитие навыков профессионального отношения к устному и письменному слову, обучение профессиональным приемам ведения диалога, дискуссии, умению грамотно использовать возможности коммуникации, удерживать внимание и интерес аудитории с учетом ее особенностей, проводить успешные рекламные и агитационные кампании, отвечать «вызовам» и потребностям современной политической и общественной жизни.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен создавать востребованные обществом и индустрией медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты в соответствии с нормами русского и иностранного языков, особенностями иных знаковых систем
ОПК-3 Способен использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы речевого воздействия на аудиторию, необходимые как для активного воздействия на нее, так и для защиты от риторической агрессии.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать в комплексе лингвистические, паралингвистические и экстралингвистические формы воздействия на аудиторию, комбинируя их оптимальным образом в зависимости от содержания речи и характера СМИ, в которых они представлены.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.базовыми навыками распределения профессиональных функций и ответственности в коллективе СМИ при выполнении коммуникативных задач; навыками комплексного речевого воздействия при помощи СМИ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и значения риторики
1.1. Предметная область риторического знания Лекции 7 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Основные понятия риторики
2.1. Риторический пафос Практические 7 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Героический пафос Сам. работа 7 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Речь Стива Джобса (определение вида пафоса) Сам. работа 7 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Типы речи
3.1. Функции языка/речи (по Р. Якобсону) и их реализация в ритуальной речи Лекции 7 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Развлекательная речь Практические 7 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.3. Ритуальная речь Практические 7 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.4. Прослушать песню А. Кортнева «Снежинка», обнаружить прецедентные тексты «авторских» песен, подвергшихся в ней ироническому пародированию Сам. работа 7 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.5. Посмотреть фильм Кэтрин Бигелоу «На гребне волны». Дать письменный ответ на вопрос, соотношение каких видов риторического пафоса проблематизируется в этой ленте Сам. работа 7 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.6. Провокативная речь Практические 7 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.7. Сочинить развлекательную речь с учетом «аристотелевского» учения о комическом как базирующемся на принципе «против ожидания». Сам. работа 7 10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.8. Информационная речь Практические 7 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.9. Убеждающая речь Практические 7 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.10. Этапы создания речи Практические 7 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.11. Структура убеждающей речи Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.12. Рассмотреть полемику в сети Интернет на одну из широко обсуждаемых тем с точки зрения корректности аргументации противоборствующих сторон. Сам. работа 7 9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.13. Разновидности аргументации устной и письменной речи Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.14. Отличия романтизма «шестидесятников» от романтизма «классических» литературных образцов Сам. работа 7 10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.15. Место и роль доказательства и опровержения в споре Лекции 7 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.16. Эссе на любую из следующих тем: «О пользе риторики», «О вреде риторики», «О бесполезности риторики». Сам. работа 7 12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.17. Инвенция и диспозиция и элокуция. Меморио и акцио Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.18. Написание реферата Сам. работа 7 15 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каверин, Борис Иванович Ораторское искусство : учебное пособие для вузов ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Стернин, Иосиф Абрамович Практическая риторика : учеб. пособие для вузов Академия, 2008
Л1.3 Введенская Л. А. Риторика и культура речи: учеб. пособие для вузов Феникс, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. И. Н. Кузнецов Деловое общение. Деловой этикет: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OpenOffice, Adobe Acrobat Reader
Microsoft Windows
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Задания для практических занятий оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на семинарах.
Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в письменной форме.
Каждый вариант тестовых заданий включает 25 вопросов. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 1 балл. Перевод баллов в оценку: 23-25 баллов - «отлично», 18-22 балла – «хорошо»; 12-17 баллов – «удовлетворительно», ниже 12 баллов – «неудовлетворительно».

Оценка за экзамен ставится «автоматически», если студент выполнил необходимые задания в течение семестра. Если студент претендует на более высокую оценку, он имеет возможность прийти на экзамен и ответить на вопросы (один вопрос – теоретический, второй – практический).
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. На ответ студенту отводится 35 минут.