МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные системы и технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИЭ-2-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 20 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16 32 32
Лабораторные 26 26 26 26 52 52
Сам. работа 30 30 75 75 105 105
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
ст.преподаватель, Шаповалова С.В.

Рецензент(ы):
Канд. физ.-мат.наук, доцент, Юдинцев А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Информационные системы и технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2010-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Юдинцев Алексей Юрьевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Юдинцев Алексей Юрьевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания курса является ознакомление с различны-ми информационными системами и технологиями, используемыми в экономике.
Основная задача курса - дать студенту общее представление о современных экономических информационных системах, тенденциях их развития, а также их конкретных реализациях; сформировать навыки работы с практическими инструментами экономиста – программными комплексами и информационными ресурсами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен использовать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности;
ОПК-3 Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
ОПК-4 Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью;
ОПК-8 Способен принимать участие в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-рекомендации по выбору оптимальных средств для решения экономических задач: стандартных программных пакетов и информационных технологий.
3.2.Уметь:
3.2.1.-осуществлять выбор оптимальных средств для решения экономических задач: стандартных программных пакетов и информационных технологий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-способностью вырабатывать рекомендации по оптимальному подбору стандартных программных пакетов и информационных технологий для решения экономических задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные процессы преобразования информации. Система информационного обмена. Сети информационного обмена. Информация, ее свойства и виды. Основные процессы обработки информации. Определение информационной системы (ИС). Задачи и функции ИС. Состав и структура информационных систем. Классификация информационных систем. Декомпозиция информационных систем.
1.1. Основные процессы преобразования информации. Информационная деятельность как атрибут основной деятельности. Основные понятия информатики. Информационный обмен. Система информационного обмена. Сети информационного обмена. Информация, ее свойства и виды. Системы, системы управления, свойства систем и системообразующие признаки, информационные системы, экономические информационные системы. Основные процессы обработки информации. Информационная деятельность. Лекции 2 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2
1.2. Определение информационной системы (ИС). Задачи и функции ИС. Состав и структура информационных систем, основные элементы, порядок функционирования. Классификация информационных систем, документальные и фактографические системы. Предметная область ИС. Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2
1.3. Декомпозиция информационных систем. Способы выделения подсистем: предметный, функциональный, проблемный, предметно-функциональный. Построение схемы декомпозиции информационной системы. Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2
1.4. Самостоятельное изучение теоретического материала по заданным темам Сам. работа 2 8 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2
1.5. Выполннение функциональной декомпозиции информационной системы Лабораторные 2 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2
1.6. Доработка, оформление и защита лабораторных работ Сам. работа 2 8 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Обеспечивающие подсистемы. Организация программного обеспечения информационных систем.
2.1. Обеспечивающие подсистемы. Виды обеспечения информационных систем: организационное, правовое, математическое, техническое, программное, информационное, технологическое, лингвистическое, эргономическое. Взаимосвязь обеспечивающих подсистем, связь обеспечивающих подсистем с функциональными. Лекции 2 4 ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л1.2
2.2. Организация программного обеспечения информационных систем. Базовое программное обеспечение. Операционные системы. Сервисное программное обеспечение. Трансляторы языка программирования. Системы программирования. Прикладное программное обеспечение. Пакеты прикладных программ. Лекции 2 2 ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Автоматизация работы конечного пользователя. АРМ управленческого работника как часть ЭИС. Пакетный и интерактивный режим решения задач управления, режим реального времени. Проблемы защиты информации в АРМ. Классификация АРМ по уровню управления и сфере применения. Возможность настройки и расширения возможностей АРМ. Лекции 2 2 ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Самостоятельное изучение теоретического материала по заданным темам Сам. работа 2 6 ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Технология оформления документа. Стилевое оформление. Использование разделов, полей для вставки даты и времени, номера страниц, оглавления, номеров таблиц и рисунков и т.д. Лабораторные 2 4 ОПК-4, ОПК-8 Л1.1
2.6. Автоматизация финансовых расчетов с помощью финансовых функций Excel. Решение различных финансовых задач. Лабораторные 2 4 ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
2.7. Решение многовариантных, задач с помощью таблиц подстановки и диспетчера сценариев. Параметрические ячейки. Подстановка данных. Однопараметрические таблицы с одной формулой. Однопараметрические таблицы с несколькими формулами. Двухпараметрические таблицы с одной формулой. Лабораторные 2 6 ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
2.8. Создание презентации и доклада по одной из экономических информационных систем. Лабораторные 2 8 ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л1.2
2.9. Доработка, оформление и защита лабораторных работ Сам. работа 2 8 ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Организация информационного обеспечения.
3.1. Организация информационного обеспечения. Внемашинное информационное обеспечение. Система классификации и кодирования технико-экономической информации. Фактографические системы: предметная область(ПО), концептуальные средства описания, модель сущность-связь. Модели данных. Представление данных в памяти ЭВМ. Базы данных. Программные средства реализации фактографических ИС.Способы организации внрутримашинного программного обеспечения: централизованный и децентрализованный. Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2
3.2. Локальные и корпоративные экономические информационные системы. Особенности создания экономических информационных систем предприятий на различных уровнях управления по характеру решаемых задач, по использованию информации, по использованию математического аппарата. Системы обработки данных. Автоматизированные системы управления. Системы поддержки принятия решений. Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2
3.3. Документальные системы: информационно-поисковый язык, система индексирования, технология обработки данных, поисковый аппарат, критерии оценки документальных систем. Программные средства реализации документальных ИС. Механизм индексирования. Поисковый образ документа. Стратегии информационного поиска. Информационно-поисковые системы. Правовые информационные системы. Проблемы автоматизации информационного поиска. Информационный поиск в Internet. Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2
3.4. Самостоятельное изучение теоретического материала по заданным темам Сам. работа 3 6 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2
3.5. Автоматизация решения экономических задач с элементами математической логики. Лабораторные 3 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
3.6. Разработка экономического приложения средствами MS Excel со сложными вычислениями, использующими логические функции, функции обработки строк и даты, комментариев, проверки данных, сводные таблицы. Лабораторные 3 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
3.7. Создание базы данных: запросы, отчеты, формы. Лабораторные 3 6 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1
3.8. Доработка, оформление и защита лабораторных работ Сам. работа 3 6 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Понятие информационной технологии. Классификация информационных технологий.
4.1. Понятие информационной технологии. Эволюция информационных технологий; их роль в развитии экономики и общества; свойства информационных технологий; понятие платформы. Итология и ее место в системе научных знаний. Основные положения итологии. Проблемы стандартизации информационных технологий. Свойства информационных технологий. Понятие программно-аппаратной платформы. Классификация информационных технологий, предметная технология, функциональные технологии, обеспечивающие информационные технологии, распределенные функциональные информационные технологии. Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1
4.2. Наиболее популярные виды информационных технологий. Интегрированные технологии. Технология обработки данных и ее виды; технологический процесс обработки данных; графическое изображение технологического процесса, меню, схемы данных, схемы взаимодействия программ применение информационных технологий на рабочем месте пользователя, автоматизированное рабочее место, электронный офис. Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
4.3. Технологии защиты данных. Способы хранения информации в информационных системах. СУБД, как средство автоматизации хранения, обработки и управления данными. Защита данных в СУБД от несанкционированного доступа. Резервное копирование и восстановление информации. Организационные аспекты защиты информации. Технологический процесс обработки данных. АРМ специалиста предметной области. Сам. работа 3 6 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1
4.4. Сетевые информационные технологии. Классификация сетей. Локальные сети: принципы построения и функционирования. Программное и аппаратное обеспечение локальных сетей. Технологии «клиент-сервер», «файл-сервер». Модели «клиент-серверного» взаимодействия. Централизованные и распределенные технологии хранения и обработки информации. Сети Intranet, как инструмент создания корпоративной сети предприятия. Сам. работа 3 8 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1
4.5. Графические информационные технологии. Иллюстративная графика: растровая, векторная, фрактальная. Представление изображений в различных видах графики. Представление цвета. Форматы графических файлов. Алгоритмы сжатия информации. Преобразование графических изображений. Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.6. Самостоятельное изучение теоретического материала по заданным темам Сам. работа 3 8 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
4.7. Использование функций базы данных. Работа со справочниками. Создание модулей на VBA, для автоматизации процесса создания отчетного документа в MS Excel Лабораторные 3 6 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.8. Доработка, оформление и защита лабораторных работ Сам. работа 3 6 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Геоинформационные системы и технологии. Интеллектуальные системы и технологии
5.1. Геоинформационные технологии. Основы построения геоинформационных систем. Атрибутивные и координатные данные. Векторные и растровые модели. Инструментальные средства ГИС. Применение ГИС. Лекции 3 2 ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л1.2
5.2. Интеллектуальные системы. Нейрокомпьютерные системы. Понятие нейрокомпьютера. Сфера использования нейрокомпьютерных технологий. Экспертные системы, решение неформализованных задач, базы знаний, правила, факты, механизм вывода. Естественно-языковые системы. Лекции 3 2 ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л1.2
5.3. Наиболее популяроные сервисы Internet. Облачные технологии. Сам. работа 3 7 ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л1.2
5.4. Банковские и платежные сервисы и приложения. Сам. работа 3 7 ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л1.2
5.5. Технологии виртуальной и дополненной реальности. Сам. работа 3 7 ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л1.2
5.6. Самостоятельное изучение теоретического материала по заданным темам Сам. работа 3 7 ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л1.2
5.7. Создание презентации и доклада по одной из изучаемых информационных технологий. Лабораторные 3 6 ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л1.2
5.8. Доработка, оформление и защита лабораторных работ Сам. работа 3 7 ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Промежуточная аттестация
6.1. Экзамен 3 27 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. Я. Советов, В. В. Цехановский Информационные технологии : учебник для прикладного бакалавриата: Учебник М. : Юрайт, 2017 biblio-online.ru
Л1.2 Балдин К.В., Уткин В.Б. Информационные системы в экономике : Учебник Издательство "Дашков и К", 2019 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112225
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Казанский А.А. ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА EXCEL 2013. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Лебедев В.М. ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА VBA В MS EXCEL. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 WWW.INTUIT.RU - открытый интернет университет
Э2 Информационные системы и информационные технологии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office,
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные работы в компьютерных классах.
Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой.
Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
Лабораторные работы требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.