Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.05. Международные отношения |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_05_МО-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 144 | 144 | 144 | 144 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. А.А. Тишкин
1.1. | Целью курса является знакомство студентов с основами этнологической науки. Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи: 1. Характеристика этнологии как науки о народах-этносах. В процессе решения данной задачи предполагается раскрыть вопросы: место этнологии в системе специальных и общеобразовательных дисциплин; объект и предмет этнологии; понятия и проблемы этнологии; источники и методика этнологических исследований; прикладные аспекты этнологии; критерии классификации народов мира. 2. Анализ научных концепций в этнологии. Данная задача включает в себя три общих вопроса: обзор направлений и научных школ в зарубежной этнологии, их представители в России; теоретико-методологические и эмпирические разработки в отечественной этнологии; современные концепции в мировой этнологии. 3. Создание у слушателей цельной этнической и этнокультурной картины мира. В круг вопросов настоящей задачи входят: классификация этносов (этнических общностей); освещение проблем этногенеза и главных этапов этнической истории народов; хозяйственно-культурная характеристика этнических общностей или населения отдельных регионов; особенности социальной структуры и общественных, семейно-брачных отношений в рамках отдельных этносов или их групп; тенденции этнического и этносоциального развития народов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ОПК-10 | способность на практике защитить свои законнеы права, в том числе личности, при уважении к соответствующим правам других в многоэтничном и интернациональном окружении, использовать Гражданский кодекс россисйкой Федерации и другие нормативные правовые акты |
ОПК-11 | способность адаптироваться к условиям работы в составе многоэтничных и интернациональных групп, владение методами делового общения в интернациональной среде, способность использовать особенности местной деловой культуры зарубежных стран |
ПК-21 | способность понимать основные направления внешней политики ведущих зарубежных государств, особенностей их дипломатии и взаимоотношений с Российской Федерацией |
ПК-23 | владение политической и правовой спецификой положения регионов России и зарубежных стран в отношениях между государствами и понимание возможностей и ограничений трансграничных и иных международных связей регионов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы этнологической науки и специфику этнического состава разных регионов планеты. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Логично представлять освоенное знание, применять современные теории, концепции и инструментарий этнологии в практической работе. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Понятийным аппаратом этнологии; Современными методами изучения культуры народов мира; Основными технологиями, методами и приемами использования этнологических знаний в практической музейной работе. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные проблемы этнологической науки | ||||||
1.1. | Объект и предмет этнологии, ее функции, методы и источниковая база | Лекции | 2 | 1 | ОПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Объект и предмет этнологии, ее функции, методы и источниковая база | Практические | 2 | 4 | ОПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Основные понятия этнологии | Сам. работа | 2 | 16 | ОПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. История этнологической науки | ||||||
2.1. | Основные этапы истории этнологической науки в России и за рубежом | Лекции | 2 | 1 | ОПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Основные этапы истории этнологической науки в России и за рубежом | Практические | 2 | 2 | ОПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Научные этнологические центры России | Сам. работа | 2 | 16 | ОПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Народы Австралии и Океании | ||||||
3.1. | Районирование и этнологическая характеристика региона | Лекции | 2 | 1 | ОПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Освоение человеком Австралии и Океании | Сам. работа | 2 | 16 | ОПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Народы Америки | ||||||
4.1. | Районирование и этнологическая характеристика региона | Лекции | 2 | 1 | ОПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Особенности культуры населения Америки | Практические | 2 | 2 | ОПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Освоение человеком Америки | Сам. работа | 2 | 16 | ОПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Народы Африки | ||||||
5.1. | Районирование и этнологическая характеристика региона | Лекции | 2 | 1 | ОПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Особенности культуры населения Африки | Практические | 2 | 4 | ОПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Африка как прародина человечества | Сам. работа | 2 | 16 | ОПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Народы Западной Азии | ||||||
6.1. | Районирование и этнологическая характеристика региона | Лекции | 2 | 1 | ОПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Особенности культуры населения Западной Азии | Практические | 2 | 4 | ОПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Современные проблемы развития региона | Сам. работа | 2 | 16 | ОПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. Народы Южной и Восточной Азии | ||||||
7.1. | Районирование и этнологическая характеристика региона | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
7.2. | Особенности культуры населения Южной и Восточной Азии | Практические | 2 | 2 | ОПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
7.3. | Современные проблемы развития региона | Сам. работа | 2 | 16 | ОПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 8. Народы Сибири | ||||||
8.1. | Районирование и этнологическая характеристика региона | Лекции | 2 | 2 | ОПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
8.2. | Особенности культуры населения Сибири | Практические | 2 | 2 | ОПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
8.3. | Современные проблемы развития региона | Сам. работа | 2 | 16 | ОПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 9. Народы Западной и Восточной Европы | ||||||
9.1. | Районирование и этнологическая характеристика региона | Лекции | 2 | 2 | ОПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
9.2. | Особенности культуры населения Западной и Восточной Европы | Практические | 2 | 4 | ОПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
9.3. | Современные проблемы развития региона | Сам. работа | 2 | 16 | ОПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Жизнь и научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая. 2. Жизнь и научная деятельность Л.Я. Штернберга. 3. Основные черты хозяйства и культуры кочевников-оленеводов Севера Сибири. 4. Основные черты алтайского шаманизма конца XIX - начала XX вв. 5. Особенности социальной структуры аборигенов Австралии. 6. Основные черты хозяйства и культуры народов Полинезии. 7. Духовная культура доколумбовых цивилизаций Южной Америки (инки). 8. Традиционное хозяйство и материальная культура пигмеев тропической Африки. 9. Особенности хозяйства и материальной культуры эскимосов. 10. Особенности социальной структуры индийского общества. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в Приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под ред. В. А. Козьмина, В. С. Бузина | Этнология (этнография): учебник для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Садохин А. П. , Грушевицкая Т. Г. | Основы этнологии: учебное пособие | Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | И. И. Назаров | Этнология и социальная антропология: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Институт этнологии и антропологии | www.iea.ras.ru | ||
Э2 | Кунсткамера - музей | www.kunstkamera.ru | ||
Э3 | Этнология | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершённость выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; знание источников и основной литературы по теме; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа. Контроль и оценка работы студентов осуществляется также и в Электронном учебно-методическом комплексе http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=551 Инструкция по искользованию ЭУМК Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы практических занятий и материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах. Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы.Максимальное количество баллов за лекции - 33 (10 лекций, в каждой из которых по три вопроса). Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в ходе освоения каждой из тем и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по пятибалльной шкале. Максимальное количество баллов за практические задания - 40 (восемь заданий). Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест - 27. К устному экзамену допускаются студенты, которые выполняли практические и тестовые задания, максимальное число баллов на экзамене 10. Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса дистанционно. Каждый вид работы оценивается определенным количеством баллов. Студенты, набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку "отлично". Студенты, получившие от 70 до 84 баллов, оцениваются "хорошо". Студенты, набравшие от 50 до 69 баллов, получают оценку "удовлетворительно". Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "неудовлетворительно". |