Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой проф. д.филол.н. Лукашевич Е.В.
1.1. | Ознакомление студентов с системой СМИ региона, их функционированием на едином информационном пространстве. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-5 | Способен учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | историю и закономерности развития журналистики региона, лучшие ее образцы, понимает значение ее опыта для работы; общие и отличительные черты различных средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ), их базовые типологические признаки. Имеет представление об основных организационных формах медиаиндустрии (издательские дома, медиахолдинги, акционерные общества и т.д.); основных экономических регуляторах деятельности СМИ в условиях региональных рыночных отношений; взаимоотношениях СМИ с властными структурами региона. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать деятельность СМИ региона и использовать профессиональный опыт лучших региональных журналистов в целях совершенствования профессионального мастерства |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками использования приемов, выработанных СМИ региона в процессе их развития; навыки работы с традиционными и новыми технологиями производства журналистских программ. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Характеристика региональных СМИ Алтайского края | ||||||
1.1. | Обзорная характеристика СМИ Алтайского края. История: первые издания на Алтае (конец XIX – начало XX века): журнальная периодика и газеты; газеты Ивана Реброва. Современность: регистрация СМИ; реальность тиражей; классификация печатных СМИ; классификация электронных СМИ; издательские холдинги; собственные корреспонденты федеральных СМИ в крае; профессиональные конкурсы. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | 1. Система СМИ и ее среда. 2. Целостность системы СМИ. 3. Дифференциация и интеграция СМИ и системные факторы, воздействующие на эти процессы. 4. Основные подсистемы в СМИ: техническая, экономическая, редакционная, информационная, аудиторная; их характеристика. 5. Функции и структура системы СМИ и характер их взаимодействия. 6. Организация СМИ как организованность системы и как организационный процесс | Практические | 2 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | 1. Понятие «средства массовой информации (СМИ)». 2. Журналистика как система средств массовой информации. 3. Структура СМИ, основные задачи, «закрепленные» за прессой, радио, телевидением, и требования, предъявляемые к данным СМИ в настоящее время. 4. Традиционные и новые СМИ. Их типология: общее представление о процессе типологизации, критерии типологии, наиболее существенные типологические признаки – проблемно-тематическое содержание транслируемой информации и адресная направленность на определенную аудиторию. 5. Общее и особенное в деятельности различных СМИ | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Местная пресса. Городские газеты: «Вечерний Барнаул», «Читай!город», «Бийский рабочий», «Местное время», «Вечерний Рубцовск» и другие. Районные газеты: история возникновения районных газет в крае, их общая характеристика, структурные изменения в постсоветское время. Плюсы и минусы муниципальных изданий, их финансовая поддержка, способы реформирования местной прессы. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
1.5. | Особенности различных аудиторных групп, их потребностей как фактор формирования системы СМИ. СМИ, адресуемые различным аудиторным группам: общероссийским, межрегиональным, региональным, этническим, отраслевым, профессиональным, конфессиональным, возрастным, мужчинам и женщинам и др. Краевые и областные СМИ. Городская, районная и многотиражная пресса. Возрастание роли аудиторного фактора в системе СМИ России | Практические | 2 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
1.6. | Основные типы универсальных по тематике изданий и телерадиопрограмм (приведите примеры). Усиление тенденций к универсализации средств массовой информации: позитивные и негативные аспекты. Структура специализированных изданий и телерадиопрограмм. СМИ, освещающие вопросы политики, экономики, культуры, техники и другие темы (приведите примеры из ргиональных СМИ) | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
1.7. | Журналы. Специфика журнальной периодики. Тематические направления. Специализированные журналы: «деловые журналы; просветительские журналы; сервисные издания | Лекции | 2 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
1.8. | Краткий анализ краевых, городских и районных газеты | Практические | 2 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
1.9. | «Название СМИ и товарный знак: черты сходства и различия». Приведите примеры товарного знака и названия СМИ, определите, в чем их различия? | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
1.10. | Электронные СМИ. Типологическая характеристика электронных СМИ Алтайского края. История краевого телевидения — ГТРК «Алтай».Создание телеканала «Катунь 24». Местные телестудии. История краевого радиовещания. Местные радиостудии. Новые радиокомпании постсоветского периода. Интернет-СМИ, их классификация. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
1.11. | Анализ электронных и интернет-СМИ края | Практические | 2 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2 |
1.12. | Анализ по теме «Специализированные журналы Алтайского края» | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
1.13. | Анализ деловых региональных СМИ | Практические | 2 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
1.14. | Региональное телевидение и телевизионная сеть (роли регионального вещателя, телевизионные сети, действующие в Алтайском крае, и их региональные партнеры, собственные телепрограммы) | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
1.15. | Письменное сообщение на тему: «СМИ, где хотелось бы пройти практику (работать)» | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В.М. Кривошеев | В творческой лаборатории журналиста : учебное пособие | Университетская книга, 2010 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84784 |
Л1.2 | Под ред. Я.Н.Засурского | Средства массовой информации России. : Учебное пособие | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
Л1.3 | Ныркова, Любовь Михайловна | Система СМИ региона : учебное пособие | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Алпеева, Наталья Николаевна | Социокультурная роль российского телевидения в конце ХХ – начале XXI века : монография | Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | под общ. ред. С. Г. Максимовой | Медиапространство региона: оценка роли в социальной интеграции и развитии межэтнического взаимодействия : монография | ИП Колмогоров И. А., 2016 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Polpred.com: Обзор СМИ. | Polpred.com/news | ||
Э2 | Электронная библиотека начинающего журналиста | www.journ-lessons.com | ||
Э3 | Профессиональная конференция российских интернет-СМИ | i-comference.ru | ||
Э4 | Электронный курс "Система СМИ региона" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Стандартное программное обеспечение, необходимое для демострации презентаций. Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера, необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |