МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Система средств массовой информации региона
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
доцент, Иванова О.Ф.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Система средств массовой информации региона

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
проф. д.филол.н. Лукашевич Е.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой проф. д.филол.н. Лукашевич Е.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление студентов с системой СМИ региона, их функционированием на едином информационном пространстве.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5: Способен учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю и закономерности
развития журналистики региона, лучшие ее образцы, понимает значение ее опыта для работы; общие и отличительные черты различных средств массовой информации (печать, телевидение,
радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ), их базовые типологические признаки. Имеет представление об основных организационных формах медиаиндустрии (издательские дома, медиахолдинги, акционерные общества и т.д.); основных экономических регуляторах деятельности СМИ в условиях региональных рыночных отношений; взаимоотношениях СМИ с властными структурами региона.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать деятельность СМИ региона и использовать профессиональный опыт лучших региональных журналистов в целях совершенствования профессионального мастерства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования приемов, выработанных СМИ региона в процессе их развития; навыки работы с традиционными и новыми технологиями производства журналистских программ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Характеристика региональных СМИ Алтайского края
1.1. Обзорная характеристика СМИ Алтайского края. История: первые издания на Алтае (конец XIX – начало XX века): журнальная периодика и газеты; газеты Ивана Реброва. Современность: регистрация СМИ; реальность тиражей; классификация печатных СМИ; классификация электронных СМИ; издательские холдинги; собственные корреспонденты федеральных СМИ в крае; профессиональные конкурсы. Лекции 2 4 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.2. 1. Система СМИ и ее среда. 2. Целостность системы СМИ. 3. Дифференциация и интеграция СМИ и системные факторы, воздействующие на эти процессы. 4. Основные подсистемы в СМИ: техническая, экономическая, редакционная, информационная, аудиторная; их характеристика. 5. Функции и структура системы СМИ и характер их взаимодействия. 6. Организация СМИ как организованность системы и как организационный процесс Практические 2 2 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.3. 1. Понятие «средства массовой информации (СМИ)». 2. Журналистика как система средств массовой информации. 3. Структура СМИ, основные задачи, «закрепленные» за прессой, радио, телевидением, и требования, предъявляемые к данным СМИ в настоящее время. 4. Традиционные и новые СМИ. Их типология: общее представление о процессе типологизации, критерии типологии, наиболее существенные типологические признаки – проблемно-тематическое содержание транслируемой информации и адресная направленность на определенную аудиторию. 5. Общее и особенное в деятельности различных СМИ Сам. работа 2 10 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.4. Местная пресса. Городские газеты: «Вечерний Барнаул», «Читай!город», «Бийский рабочий», «Местное время», «Вечерний Рубцовск» и другие. Районные газеты: история возникновения районных газет в крае, их общая характеристика, структурные изменения в постсоветское время. Плюсы и минусы муниципальных изданий, их финансовая поддержка, способы реформирования местной прессы. Лекции 2 4 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.5. Особенности различных аудиторных групп, их потребностей как фактор формирования системы СМИ. СМИ, адресуемые различным аудиторным группам: общероссийским, межрегиональным, региональным, этническим, отраслевым, профессиональным, конфессиональным, возрастным, мужчинам и женщинам и др. Краевые и областные СМИ. Городская, районная и многотиражная пресса. Возрастание роли аудиторного фактора в системе СМИ России Практические 2 4 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.6. Основные типы универсальных по тематике изданий и телерадиопрограмм (приведите примеры). Усиление тенденций к универсализации средств массовой информации: позитивные и негативные аспекты. Структура специализированных изданий и телерадиопрограмм. СМИ, освещающие вопросы политики, экономики, культуры, техники и другие темы (приведите примеры из ргиональных СМИ) Сам. работа 2 8 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.7. Журналы. Специфика журнальной периодики. Тематические направления. Специализированные журналы: «деловые журналы; просветительские журналы; сервисные издания Лекции 2 4 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.8. Краткий анализ краевых, городских и районных газеты Практические 2 2 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.9. «Название СМИ и товарный знак: черты сходства и различия». Приведите примеры товарного знака и названия СМИ, определите, в чем их различия? Сам. работа 2 2 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.10. Электронные СМИ. Типологическая характеристика электронных СМИ Алтайского края. История краевого телевидения — ГТРК «Алтай».Создание телеканала «Катунь 24». Местные телестудии. История краевого радиовещания. Местные радиостудии. Новые радиокомпании постсоветского периода. Интернет-СМИ, их классификация. Лекции 2 4 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.11. Анализ электронных и интернет-СМИ края Практические 2 2 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.12. Анализ по теме «Специализированные журналы Алтайского края» Сам. работа 2 8 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.13. Анализ деловых региональных СМИ Практические 2 2 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.14. Региональное телевидение и телевизионная сеть (роли регионального вещателя, телевизионные сети, действующие в Алтайском крае, и их региональные партнеры, собственные телепрограммы) Сам. работа 2 8 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.15. Письменное сообщение на тему: «СМИ, где хотелось бы пройти практику (работать)» Сам. работа 2 8 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Я.Н.Засурского Средства массовой информации России. : Учебное пособие М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.2 В.М. Кривошеев В творческой лаборатории журналиста : учебное пособие Университетская книга, 2010 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84784
Л1.3 Ныркова, Любовь Михайловна Система СМИ региона : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/857
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под общ. ред. С. Г. Максимовой Медиапространство региона: оценка роли в социальной интеграции и развитии межэтнического взаимодействия : монография ИП Колмогоров И. А., 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/1901
Л2.2 Алпеева, Наталья Николаевна Социокультурная роль российского телевидения в конце ХХ – начале XXI века : монография Изд-во АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/2432
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Polpred.com: Обзор СМИ. Polpred.com/news
Э2 Электронная библиотека начинающего журналиста http://www.journ-lessons.com/litra.html
Э3 Профессиональная конференция российских интернет-СМИ http://i-comference.ru/
Э4 Электронный курс "Система СМИ региона" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4680
6.3. Перечень программного обеспечения
Стандартное программное обеспечение, необходимое для демострации презентаций.
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера, необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.