МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современная публицистика России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Сам. работа 98 98 98 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Чутчева А.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Современная публицистика России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение публицистики как вида творческой деятельности, особенностей ее развития в современной России, места публицистики в творчестве выдающихся отечественных журналистов конца ХХ – начала XXI века.

Задачи освоения дисциплины: 1) исследование специфики организации публицистического дискурса в России конца ХХ – начала XXI века; 2) анализ публицистического метода изучения и репрезентации современной российской действительности; 3) изучение основных функций, целей и задач отечественной публицистики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-19 способностью понимать специфику работы в условиях мультимедийной среды, владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта в разных знаковых системах
ПК-2 способностью в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах
ПК-3 способностью анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности творческого процесса при создании публицистических произведений в современных условиях мультимедийной конвергентной редакции; особенности создания текстов в публицистических жанрах с использованием различных знаковых систем в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах; основные критерии для анализа, оценки и редактирования публицистических текстов, их специфику и особенности авторской позиции, а также место публицистики в современном российском обществе.
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять и систематизировать основные представления о публицистической и журналистской деятельности; критически оценивать публицистические медиатексты; творчески применять основные принципы построения текстов в публицистических жанрах с использованием вербальной, фото-, аудио, видео-, графической знаковой системы; приводить материалы, созданные в публицистических жанрах, в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками по созданию журналистских материалов в публицистических жанрах в условиях отведенного бюджета времени для различных медийных платформ средств массовой коммуникации, с использованием различных знаковых систем (вербальных, фото-, аудио-, видео-, графических).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тенденции развития публицистики в современной России (конец ХХ – начало XXI века)
1.1. Современное состояние отечественной публицистики: проблемы и особенности развития Лекции 3 2 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.3
1.2. Публицистическое эссе – колонка по актуальной социально-политической или экономической проблематике Сам. работа 3 20 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.3
Раздел 2. Публицистический дискурс в современном российском медиапространстве
2.1. Основные параметры анализа публицистического дискурса Лекции 3 2 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.3
2.2. Мультимедийные презентации на тему: «Публицистический дискурс в современной России: публицистика, политика, пропаганда» Сам. работа 3 20 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.3
Раздел 3. Публицисты современной России
3.1. Творчество известных отечественных публицистов: общая характеристика, проблематика публикаций, авторская позиция, жанровые решения Лекции 3 2 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.3
3.2. Реферат на тему: «Герой нашего времени: поступок в творчестве современного отечественного публициста» (по выбору студента) Сам. работа 3 20 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.3
3.3. Чтение дополнительной литературы на тему: "История развития публицистики в России Сам. работа 3 20 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.3
3.4. Подготовка к зачету Сам. работа 3 18 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чернышова, Т. В. Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект): учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 Кожина, М.Н. Стилистика русского языка : учебник Флинта; Наука, 2008
Л1.3 Трофимова О.В., Кузнецова Н.В. Публицистический текст. Лингвистический анализ: учебное пособие Флинта: Наука, 2016 biblioclub.ru
Л1.4 Мансуров А.В. Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ//ЭБС «АлтГУ», 2014 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/2235
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Прохоров Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс: учебное пособие М: Флинта // ЭБС "Лань", 2016 e.lanbook.com
Л2.2 В. Е. Чернявская Дискурс власти и власть дискурса. Проблемы речевого воздействия: учеб. пособие М.: Флинта, 2006
Л2.3 Плеханова, Т.Ф. Дискурс-анализ текста: пособие для студентов вузов ТетраСистемс, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78571
Л2.4 Бобровская, Г. Когнитивно-элокутивный потенциал газетного дискурса: ВГСПУ "Перемена", 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429345
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э2 Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система biblio-online.ru.
Э3 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь публицистики и политики в современном российском обществе, а также на особенности творческого процесса при создании публицистических произведений в современных условиях мультимедийной конвергентной редакции для различных знаковых систем в зависимости от типа СМИ. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований.
Самостоятельная работа. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При написании реферата и создании мультимедийной презентации внимательно ознакомьтесь с требованиями к каждому виду работы, указанные в задании.
Эссе. При написании эссе следует обратить внимание на указанные в задании критерии оценки: авторский стиль, правильность оформления, наличие языковых выразительных средств в тексте, авторских оценок, опирающихся на эмпирический материал, цитаты из литературных произведений, исторические факты. Выводы студента должны быть аргументированы и обоснованы.
Зачет. При подготовке к зачету нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется практическое задание, в рамках которого предлагается проанализировать публицистический текст по нескольким параметрам. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий.