МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные аудиовизуальные СМИ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-5-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 124
контроль 8
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 124 124 124 124
Часы на контроль 8 8 8 8
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
ст. преп., Рюхов П.С.;к.ф.н., доцент, Манскова Е.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Современные аудиовизуальные СМИ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Рассмотреть этапы становления современной системы аудиовизуальных СМИ, показать их роль в создании информационного общества. Раскрыть сущность профессионального долга работников радио и телевидения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах
ПК-3 способностью анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные проблемы и тенденции развития теории массовой коммуникации и роль СМИ в системе социальных коммуникаций; основные требования к современным медиатекстам, принятые нормы, основные форматы и стили.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать современные технические средства и новейшие цифровые технологии, применяемые в медиасфере, для решения профессиональных задач; выполнять организационно-управленческую функцию в сфере корпоративных СМИ, включать мультимедийные проекты, вести научно-исследовательскую деятельность в области изучения медиаконтента, осуществлять педагогическую, информационно-аналитическую и проектно- аналитическую работу, связанную с разработкой стратегий современных корпоративных СМИ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения полученных знаний в журналистской профессии, организации основных этапов производства медиатекста, его обработки и трансформации в зависимости от требований СМИ разного типа; методологией и методикой работы журналиста как организатора производства и распространения медиатекстов, рекламных и PR-текстов, а также научно-исследовательской работы в области изучения СМИ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Профессиональный образ журналистики
1.1. Российские средства массовой информации (печатные издания, радио, телевидение) Практические 4 4 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.2. Особенности современных СМИ Сам. работа 4 6 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.3. Журналист как субъект журналистики Практические 4 4 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.4. Процесс конвергенции СМИ Сам. работа 4 12 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.5. Информационная и социальная роль мультимедийной журналистики Сам. работа 4 8 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.6. Поиск информации об особенностях национальных СМИ (каждому студенту – отдельная страна) и подготовка презентации в формате Microsoft Power Point Сам. работа 4 14 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Особенности создания современного журналисткого продукта
2.1. Технология создания мультимедийного СМИ Сам. работа 4 16 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.2. Роль интернет-СМИ в процессе глобализации информационно-коммуникативног пространства Практические 4 2 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.3. Новые жанры и формы вещания Сам. работа 4 8 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.4. Редактирование радио- и телепередач: специфика структуры радио- и телепередач Сам. работа 4 22 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.5. Принципы подготовки текста для аудирования: содержательно –фактический, функционально –стилистический, нормативный аспекты редактирования Сам. работа 4 14 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 3.
3.1. Редактирование рекламы: редактирование композиции и содержания с учетом функций рекламного текста Сам. работа 4 12 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.2. Новые информационные технологии в будущей профессиональной деятельности Практические 4 2 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.3. Поиск информации на тему «Внутренняя политика. Государственное устройство» (печатные издания, радио, ТВ) Сам. работа 4 12 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.4. Зачет 4 8 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Я. Н. Засурского Средства массовой информации России : учебное пособие Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Сотникова О.В. Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора: учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Никитенко, А.А. Основы медиажурналистики : учебное пособие НГТУ, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228794
Л2.2 Немировская, М.Л. Телевидение как среда для реализации продюсерских проектов: монография ЮНИТИ-ДАНА, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446499
Л2.3 Карапетьян, С.С. Проблема «факта и комментария» в журналистском тексте : учебное пособие Лаборатория книги, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140814
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э3 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Officе
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.