МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные аудиовизуальные СМИ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильМультимедийная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_Мультимедиа-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преп., Рюхов П.С.;к.ф.н., доцент, Манскова Е.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Современные аудиовизуальные СМИ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомиться с системой современных аудиовизуальных СМИ, овладеть навыками создания мультимедийных текстов для разных медийных платформ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-5 готовность следовать принципам создания современных медиатекстов для разных медийных платформ, способность учитывать их специфику в профессиональной деятельности
ПК-2 готовность выполнять различные виды редакционой работы с целью создания медийных проектов повышенной сложности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные проблемы и тенденции развития теории массовой коммуникации и роль СМИ в системе социальных коммуникаций; основные требования к современным медиатекстам, принятые нормы, основные форматы и стили.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать современные технические средства и новейшие цифровые технологии, применяемые в медиасфере, для решения профессиональных задач; выполнять организационно-управленческую функцию в сфере корпоративных СМИ, включать мультимедийные проекты, вести научно-исследовательскую деятельность в области изучения медиаконтента, осуществлять педагогическую, информационно-аналитическую и проектно- аналитическую работу, связанную с разработкой стратегий современных корпоративных СМИ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения полученных знаний в журналистской профессии, организации основных этапов производства медиатекста, его обработки и трансформации в зависимости от требований СМИ разного типа; методологией и методикой работы журналиста как организатора производства и распространения медиатекстов, рекламных и PR-текстов, а также научно-исследовательской работы в области изучения СМИ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводный раздел. Современная система СМИ
1.1. Российские средства массовой информации (печатные издания, радио, телевидение) Лекции 1 2 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.2. Журналист как субъект журналистики Лекции 1 2 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.3. Процесс конвергенции СМИ Сам. работа 1 4 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.4. Информационная и социальная роль мультимедийной журналистики Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.5. Поиск информации об особенностях национальных СМИ (каждому студенту – отдельная страна) и подготовка презентации Сам. работа 1 16 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Особенности создания современного журналисткого продукта
2.1. Технология создания мультимедийного СМИ Практические 1 2 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.2. Роль интернет-СМИ в процессе глобализации информационно-коммуникативног пространства Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.3. Новые жанры и формы вещания Сам. работа 1 6 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.4. Редактирование радио- и телепередач: специфика структуры радио- и телепередач Сам. работа 1 19 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.5. Принципы подготовки текста для аудирования: содержательно –фактический, функционально –стилистический, нормативный аспекты редактирования Сам. работа 1 15 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Работа с аудио-видео материалами
3.1. Подготовка аудио-видео материала Сам. работа 1 20 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.2. Подготовка лонгрида с мультимедийными элементами Практические 1 4 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.3. Доклад о работе радиожурналиста в прямом эфире на примере программы произвольно выбранной радиостанции Сам. работа 1 5 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.4. Специфика применения игровых элементов на современном радио и телевидении на примере выбранной теле/радио программы Сам. работа 1 5 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.5. Зачет 1 4 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Я. Н. Засурского Средства массовой информации России : учебное пособие Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Сотникова, О.П. Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Никитенко, А.А. Основы медиажурналистики : учебное пособие НГТУ, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228794
Л2.2 Немировская, М.Л. Телевидение как среда для реализации продюсерских проектов: монография ЮНИТИ-ДАНА, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446499
Л2.3 Карапетьян, С.С. Проблема «факта и комментария» в журналистском тексте : учебное пособие Лаборатория книги, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140814
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Polpred.com: Обзор СМИ polpred.com
Э2 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Officе
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
216Д учебный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; аудиомагнитофон репортажный Marantz PMD - 2 шт.; музыкальный центр АЙВА; спутниковая антенна Супрал 0,6 м + 1 спутниковый ресивер Humax VA Ace+телевизор LCD SONY KDL-32U4000; видеомагнитофон "Kim"; DVD-плейер BBK DV 216 SI; DVD-плейер Sony DVP-NS308

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.