МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология конфликта
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-2-2020
Часов по учебному плану 84
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 25
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 25 25 25 25
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 84 84 84 84

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, А.Н. Шрайбер

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Т.В. Чуканова

Рабочая программа дисциплины
Социология конфликта

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение теоретико-методологических основ социологического исследования социальных конфликтов, формирование на этой основе у студентов целостного представления о социальных конфликтах, происходящих в различных сферах общества

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4.1: Демонстрирует возможности использования теоретических знаний и результатов социологических исследований для выявления социально значимых проблем
ОПК-4.2: Выявляет социально значимые проблемы при использовании описательных, объяснительных и прогнозных моделей социальных явлений и процессов
ОПК-4.3: Формулирует задачи исследований для определения путей решения социально значимых проблем на основе теоретических знаний и результатов конкретных социологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-теоретико-методологические основы анализа социальных конфликтов, происходящих в современном российском обществе
-выявлять и диагностировать социальные конфликты с использованием описательных, объяснительных и прогнозных моделей социальных явлений и процессов
-теоретико-методологические основы определения путей выявления, диагностики социальных конфликтов
3.2.Уметь:
3.2.1.-применять теоретические и практические навыки для постановки целей и задач научных исследований социальных конфликтов в обществе и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
-применять на практике методики и техники по выявлению и диагностике социальных конфликтов с использованием описательных, объяснительных и прогнозных моделей социальных явлений и процессов
-применять на практике теоретико-методологические основы определения путей выявления, диагностики социальных конфликтов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками применения современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологи для анализа и предотвращения социальных конфликтов
-навыками выявления и диагностики социальные конфликты с использованием описательных, объяснительных и прогнозных моделей социальных явлений и процессов
-теоретико-методологическими и практическими навыками определения путей выявления, диагностики социальных конфликтов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические и методические основания исследования конфликта
1.1. Предмет, основные понятия и модели в социологии конфликта Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Предмет, основные понятия и модели в социологии конфликта Практические 8 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Предмет, основные понятия и модели в социологии конфликта Сам. работа 8 0 Л1.1, Л2.1
1.4. Диалектическая модель конфликта: К. Маркс, Р. Дарендорф Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Диалектическая модель конфликта: К. Маркс, Р. Дарендорф Практические 8 2 Л1.1, Л2.1
1.6. Диалектическая модель конфликта: К. Маркс, Р. Дарендорф Сам. работа 8 0 Л1.1, Л2.1
1.7. Игровая модель конфликта: А. Рапопорт Лекции 8 0 Л1.1, Л2.1
1.8. Игровая модель конфликта: А. Рапопорт Практические 8 2 Л1.1, Л2.1
1.9. Игровая модель конфликта: А. Рапопорт Сам. работа 8 1 Л1.1, Л2.1
1.10. Функционалистская модель конфликта: Г. Зиммель, Т. Парсонс, Л. Козер. Лекции 8 0 Л1.1, Л2.1
1.11. Функционалистская модель конфликта: Г. Зиммель, Т. Парсонс, Л. Козер. Практические 8 2 Л1.1, Л2.1
1.12. Функционалистская модель конфликта: Г. Зиммель, Т. Парсонс, Л. Козер. Сам. работа 8 1 Л1.1, Л2.1
1.13. Микросоциологические модели конфликта. Поведенческая модель конфликта: К. Боулдинг. Концепция согласия и насилия Й. Гальтунга Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1
1.14. Микросоциологические модели конфликта. Поведенческая модель конфликта: К. Боулдинг. Концепция согласия и насилия Й. Гальтунга Практические 8 2 Л1.1, Л2.1
1.15. Микросоциологические модели конфликта. Поведенческая модель конфликта: К. Боулдинг. Концепция согласия и насилия Й. Гальтунга Сам. работа 8 0 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Динамика социального конфликта.
2.1. Источники, основания и причины социального конфликта Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Источники, основания и причины социального конфликта Практические 8 2 Л1.1, Л2.1
2.3. Источники, основания и причины социального конфликта Сам. работа 8 0 Л1.1, Л2.1
2.4. Формы выражения, структура и функции социального конфликта Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1
2.5. Формы выражения, структура и функции социального конфликта Практические 8 2 Л1.1, Л2.1
2.6. Формы выражения, структура и функции социального конфликта Сам. работа 8 0 Л1.1, Л2.1
2.7. Развитие социального конфликта на разных уровнях Лекции 8 0 Л1.1, Л2.1
2.8. Развитие социального конфликта на разных уровнях Практические 8 2 Л1.1, Л2.1
2.9. Развитие социального конфликта на разных уровнях Сам. работа 8 0 Л1.1, Л2.1
2.10. Основные способы разрешения конфликта Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1
2.11. Основные способы разрешения конфликта Практические 8 2 Л1.1, Л2.1
2.12. Основные способы разрешения конфликта Сам. работа 8 0 Л1.1, Л2.1
2.13. Конфликты в различных сферах общественной жизни Практические 8 2 Л1.1, Л2.1
2.14. Конфликты в различных сферах общественной жизни Сам. работа 8 0 Л1.1, Л2.1
2.15. Подготовка к экзамену Сам. работа 8 23 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы
1. Научный статус социологии конфликта. Взаимодействие социологии конфликта с другими отраслями конфликтологии.
2. История становления теории конфликта.
3. Проблематика конфликта в социологической науке.
4. Концепция классовой борьбы и социальной революции Карла Маркса.
5. Социальный конфликт в структурно-функциональной модели Талкотта Парсонса
6. Теория позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера.
7. «Общая теория конфликта» Кеннета Боулдинга.
8. Конфликт и модернизация общества в концепции Ральфа Дарендорфа.
9. Проблема социальных изменений в работах Нейла Смелзера.
10. Основные понятия социологии конфликта.
11. Причины возникновения социальных конфликтов.
12. Функции социальных конфликтов.
13. Динамика развития конфликтов.
14. Основные участники социального конфликта.
15. Типология социальных конфликтов.
16. Социальный конфликт на предприятии.
17. Динамика развития социального конфликта.
18. Современные международные конфликты.
19. Политические конфликты современной России.
20. Предмет политического конфликта.
21. Объективная и субъективная стороны политического конфликта.
22. Типология политических конфликтов.
23. Межнациональные конфликты.
24. Переговоры как основной метод урегулирования конфликтов.
25. История отечественной социологии конфликта.
26. История и направления зарубежной социологии конфликта.
27. Методика исследований конфликтности локального социума.
28. Диагностика социального конфликта.
29. Межличностные конфликты: симптомы, методики их профилактики и решения.
30. Конфликтные типы личностей.
31. Управление поведением оппонента в межличностном конфликте.
32. Стратегии и тактики поведения конфликтёров.
33. Типологии конфликтов в организациях.
34. Основные способы (модели) разрешения социальных конфликтов.
35. Трудовые конфликты: причины, способы профилактирования и разрешения.
36. Социальная напряженность: сущность, формы проявления, методы изучения.
37. Управленческие конфликты в организации: основные причины, способы профилактирования и разрешения.
38. Первопричина производственных конфликтов.
Практические задания
Практическое задание № 1. Сделайте анализ научной статьи по тематике курса.
Практическое задание № 2. Постройте прогноз развития социального конфликта (кейс предоставляется преподавателем).
Практическое задание № 3. Раскройте особенности применения основных способов разрешения конфликта на конкретных примерах.
Практическое задание № 4. Презентуйте основные преимущества компромисса как способа разрешения социальных конфликтов.
Практическое задание № 5. Составьте схему основных стадий развития социального конфликта.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Место социологии конфликта в системе наук о конфликтах.
2. Развитие идей о социальных конфликтах в истории философской мысли.
3. Основные положения социологии конфликта.
4. Современное состояние социологии конфликта.
5. Межэтнические конфликты как проявление социальной напряжённости.
6. Антиглобалистские течения: основные формы конфликтных действий.
7. Интеграционные и дезинтеграционные тенденции в современном мире.
8. Региональные конфликты постсоветской России.
9. Классификация социальных конфликтов.
10. Динамика социального конфликта.
11. Конфликты в контексте трансактного анализа.
12. Фрустрирующие ситуации в деловых отношениях.
13. Технологии управления конфликтами.
14. Стратегии поведения конфликтеров.
15. Типы конфликтных личностей.
16. Технологии переговорного процесса по разрешению конфликтов.
17. Манипуляции сторонами конфликта переговорным процессом.
18. Формы проявления межличностного конфликта.
19. Особенности межличностных конфликтов.
20. Межгрупповые конфликты в организациях.
21. Социальные конфликты в студенческой среде.
22. Современные политические конфликты в России.
23. Классификация политических конфликтов.
24. Причины межкультуральных конфликтов.
25. Глобальные и региональные конфликты.
26. Конфликты в экономике России.
27. Конфликты в сфере малого бизнеса и предпринимательства.
28. Социальное партнерство как технология регулирования конфликтов.
29. Конфликты в сфере управления.
30. Формы протестного поведения населения Алтайского края в последние годы.
31. Конфликты в духовной сфере общества.
32. Технологии рационального поведения в конфликтах.
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соломатина, Е. Н. Социология конфликта: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2019 https://www.biblio-online.ru/book/sociologiya-konflikta-433713
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бунтовская Л.Л. Конфликтология: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 https://biblio-online.ru/book/26BFDC59-52CF-4ECE-99EF-AF93429190AB
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Социология конфликта для направления подготовки "Социология"» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3360
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы плана, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на семинарском занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
Титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»
При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Зачет/экзамен
Студент на зачете/экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет/экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 25 минут на зачет, 35 минут на экзамен. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет/экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.