МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные системы и технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-2-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 20,5 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Лабораторные 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 72 72 45 45 117 117
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Козлов Д.Ю.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Информационные системы и технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н., доцент Козлов Д.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., доцент Козлов Д.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины "Информационные системы и технологии" является получение навыков работы с основными офисными программами и графическими пакетами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен использовать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности;
ОПК-3 Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
ОПК-4 Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью;
ОПК-8 Способен принимать участие в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла;
ПК-1 Способен выявлять информационные потребности пользователей, анализировать требования к информационному ресурсу.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы работы с текстовыми процессорами, электронными таблицами, графическими пакетами.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять возможности издательских систем, офисных и графических пакетов в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками редактирования текстовых файлов и работы с электронными таблицами и программами, предназначенными для создания и обработки изображений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Текстовые процессоры
1.1. Основные офисные пакеты и их содержание. Функции текстовых процессоров Лекции 2 6 Л1.1, Л2.1
1.2. Основы работы с текстовыми процессорами. Обработка текста. Лабораторные 2 6 Л1.1, Л2.1
1.3. Основы работы с текстовыми процессорами. Обработка текста. Сам. работа 2 24 Л1.1, Л2.1
1.4. Таблицы и табуляция. Лабораторные 2 4 Л1.1, Л2.1
1.5. Таблицы и табуляция. Вставка формул. Сам. работа 2 18 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Электронные таблицы
2.1. Элементы управления в электронных таблицах. Основные функции электронных таблиц. Лекции 2 10 Л1.1, Л2.1
2.2. Основы работы с электронными таблицами Лабораторные 2 6 Л1.1
2.3. Основы работы с электронными таблицами Сам. работа 2 18 Л1.1
2.4. Построение различных типов графиков Лекции 2 2 Л1.1
2.5. Построение графиков, поверхностей, диаграмм. Лабораторные 2 2 Л1.1, Л2.1
2.6. Построение графиков, поверхностей, диаграмм. Сам. работа 2 12 Л1.1
Раздел 3. Растровая и векторная графика
3.1. Растровая графика Лекции 3 8 Л1.1
3.2. Основы работы в растровом редакторе. Создание изображений Лабораторные 3 8 Л1.1
3.3. Основы работы в растровом редакторе Сам. работа 3 24 Л1.1, Л2.1
3.4. Основы работы в растровом редакторе. Обработка изображений Лабораторные 3 4 Л1.1, Л2.1
3.5. Векторная графика Лекции 3 10 Л1.1
3.6. Основы работы в векторном редакторе Лабораторные 3 6 Л1.1
3.7. Основы работы в векторном редакторе Сам. работа 3 21 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и аттестации. Используемые формы текущего контроля: аудиторные самостоятельные работы, индивидуальные задания.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Архивация файлов. Архиваторы.
2. Внешние запоминающие устройства.
3. Внутренние устройства системного блока.
4. Графический пользовательский интерфейс. Структура интерфейса пользователя.
5. Информатика в XIX и начале XX веков. Механические и электромеханические
устройства и машины.
6. Информационная безопасность.
7. История компьютерного пиратства и систем защиты информации.
8. История компьютерных вирусов и систем противодействия им.
9. История первых проектов ЭВМ.
10. История развития средств вычислительной техники.
11. История суперкомпьютеров в России и за рубежом.
12. Классификация и характеристика информационных технологий.
13. Компьютерные коммуникации в экономике.
14. Концепция машины с хранимой программой Дж. Неймана (1946). Первые ЭВМ с
хранимой программой.
15. Криптография.
16. Методы компьютерной графики. Компьютерные игры.
17. Операционные системы: назначение, особенности построения, функции,
классификация.
18. ОС семейства Windows. Основные свойства и возможности.
19. Периферийные устройства персонального компьютера.
20. Поколения ЭВМ – история и периодизация.
21. Понятие, назначение и классификация программного обеспечения.
22. Программы защиты от компьютерных вирусов.
23. Системы поиска информации.
24. Средства и возможности электронной почты.
25. Становление кибернетики.
26. Топология локальных сетей и методы доступа. Аппаратное обеспечение локальных
сетей. Ограничения локальных сетей.
27. Компьютерное пиратство и систем защиты информации.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые и индивидуальные задания.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под общ. ред. В. И. Колесникова Информатика. Общий курс : учебник / 2008. -: основная литература М. : Дашков и К ; М. : Наука-Пресс,, 2008 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Несен А.В. Microsoft Word 2010: от новичка к профессионалу: учеб. пособие "ДМК Пресс", 2011 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Информационные системы и технологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения практических занятий: MS Office, Gimp, Inkscape, система дистанционного обучения Moodle.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.researcher.ru – Портал исследовательской деятельности учащихся
http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
http://www.rubricon.ru/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета
http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)
http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
Электронная библиотека: http://do.gendocs.ru
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для индивидуального выполнения или самостоятельного изучения.
Для подготовки к зачету используйте перечень примерных вопросов и заданий, предложенный в ФОС.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, лабораторных занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, лабораторном занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику.