МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные информационные технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-5-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Плахин В.Т.

Рецензент(ы):
д.ф.н., проф., Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Современные информационные технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 42.03.02 журналистика (уровень бакалавриата) Утвержден 07.08.2014 г. № 951

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., проф., Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф., Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать представление о взаимодействии современных информационных технологий и современных СМИ, использовании данных технологий в деятельности журналиста, а также в различных аспектах жизни мирового сообщества

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-19 способностью понимать специфику работы в условиях мультимедийной среды, владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта в разных знаковых системах
ПК-2 способностью в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах
ПК-3 способностью анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы создания современных медиатекстов для разных медийных платформ; методы и способы использования семиотических знаний в исследовании СМИ
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать язык знаков и символов в медиатексте; учитывать специфику принципов создания медиатекстов в профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками создания современных медиатекстов для разных медийных платформ;
навыками анализа идеологических, философских аспектов медийной сферы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационное общество: этапы становления и роль информационных технологий
1.1. Научно-технические революции и переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Лекции 5 2 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Законспектируйте книгу М. Маклюэна «Медиа – это сообщение», проиллюстрируйте мысль автора на материалах какого-либо издания. Сам. работа 5 4 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Информационные технологии: основные понятия. Технические особенности функционирования информационных систем и организации передачи информации.
2.1. Понятие, структура и основные типологии информационных технологий. Основные информационные процессы в системах. Лекции 5 2 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. . Подготовьтесь к дискуссии «Новые медиа, или телевизор мертв» Сам. работа 5 4 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Напишите эссе на тему «Газета 2029 года, или как я вижу будущее медиа». Сам. работа 5 8 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Особенности современного информационного обмена и современные информационные технологии
3.1. Парадигма Web2.0. Новые принципы организации и распределения информационных потоков. Концепция "глобального разума". Новые принципы организации работы информационных технологий. Лекции 5 2 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Современные информационные технологии и сервисы сети Интернет. Принципы организации и особенности функционирования. Лекции 5 2 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Социальные сети и организация информационных потоков и взаимодействия в социальных сетях. Mash-up сервисы. Контент, сгенерированный пользователями (User-Generated Content). Лекции 5 2 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Проведите опрос среди журналистов «Конвергентная в медиа: оптимизация рабочего процесса или усиление эксплуатации труда» Сам. работа 5 8 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Подготовьте презентацию «Лица, без которых современные медиа выглядели бы иначе» Сам. работа 5 6 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.6. Подготовьте презентацию «Ключевые медиаперсоны в исторической ретроспективе» Сам. работа 5 6 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.7. Оцените степень валидности обратной связи на материалах комментариев к передаче «Особое мнение» радио «Эхо Москвы» Сам. работа 5 4 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.8. Проанализируйте сайт Интернет-издания Colta с точки зрения видов мультимедиа и способов их применения. Сам. работа 5 6 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.9. Написание реферата Сам. работа 5 12 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.10. Зачет 5 4 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мансуров, Александр Валерьевич Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 Коноплева, Ирина Аполлоновна Информационные технологии : учебное пособие Проспект, 2016
Л1.3 Диков А.В. Интернет и Веб 2.0: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хроленко, А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария : практическое руководство : Флинта, 2018 biblioclub.ru
Л2.2 Сотникова, Ольга Павловна Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора : учебное пособие для вузов Аспект Пресс, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека журналиста journalism.narod.ru
Э2 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э3 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
open office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Задания для практических занятий оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на семинарах; в случае пропуска занятия по уважительной причине ответ предоставляется в электронном виде.
Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Оценка за зачет (зачтено/не зачтено) может быть выставлена автоматически, если студент выполнил необходимые задания в течение семестра на соответствующем уровне, исходя из представленных выше шкал оценивания, а именно: 1) представил (устно, на занятиях или письменно в случае пропуска) все практические задания с оценкой не ниже «удовлетворительно») 2) выполнил не менее 1-й самостоятельной работы или же прошел тест с оценкой не ниже «удовлетворительно. В противном случае студент должен прийти на зачет и ответить на вопросы билета (один вопрос – теоретический, второй – практическое задание).