Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 10,829999923706 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 47 | 72 | 47 |
Итого | 108 | 83 | 108 | 83 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф., Лукашевич Е.В.
1.1. | Дать представление о взаимодействии современных информационных систем и современных СМИ, использовании современных медиатехнологий в деятельности журналиста, а также в различных аспектах жизни мирового сообщества |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-19 | способность понимать специфику работы в условиях мультимедийной среды, владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, графика, анимация) |
ПК-2 | способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ дляразмещения на различных мультимедийных платформах |
ПК-3 | способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | принципы создания современных медиатекстов для разных медийных платформ; методы и способы использования семиотических знаний в исследовании СМИ |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать язык знаков и символов в медиатексте; учитывать специфику принципов создания медиатекстов в профессиональной деятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками создания современных медиатекстов для разных медийных платформ; навыками анализа идеологических, философских аспектов медийной сферы |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Информационное общество: этапы становления и роль информационных технологий | ||||||
1.1. | Научно-технические революции и переход от индустриального к постиндустриальному обществу. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Место и значение новых медиатехнологий в современном обществе | Практические | 8 | 2 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.3. | Языковая личность в контексте современных медиа | Практические | 8 | 2 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.4. | Книга М. Маклюэна «Медиа – это сообщение». Проиллюстрируйте мысль автора на материалах какого-либо издания | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Информационные технологии: основные понятия. Технические особенности функционирования информационных систем и организации передачи информации. | ||||||
2.1. | Понятие, структура и основные типологии информационных технологий. Основные информационные процессы в системах. | Лекции | 8 | 4 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Особенности функционирования языка СМИ в Интернете | Практические | 8 | 2 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.3. | Компьютер в персональной работе журналиста | Практические | 8 | 2 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.4. | Дискуссия «Новые медиа, или телевизор мертв» | Сам. работа | 8 | 3 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.5. | Интернет в персональной работе журналиста | Практические | 8 | 2 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.6. | Эссе на тему «Газета 2029 года, или как я вижу будущее медиа» | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.7. | Виртуальная медийная среда. Создание сайта. Специфика блога | Практические | 8 | 2 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.8. | Опрос среди журналистов «Конвергентная в медиа: оптимизация рабочего процесса или усиление эксплуатации труда» | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 3. Особенности современного информационного обмена и современные информационные технологии | ||||||
3.1. | Парадигма Web2.0. Новые принципы организации и распределения информационных потоков. Концепция "глобального разума". Новые принципы организации работы информационных технологий. | Лекции | 8 | 4 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.2. | Современные информационные технологии и сервисы сети Интернет. Принципы организации и особенности функционирования. | Лекции | 8 | 4 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.3. | Социальные сети и организация информационных потоков и взаимодействия в социальных сетях. Mash-up сервисы. Контент, сгенерированный пользователями (User-Generated Content). | Лекции | 8 | 4 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.4. | Компьютерная верстка и дизайн печатных периодических изданий | Практические | 8 | 2 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.5. | Сетевые СМИ как средство массовой информации и коммуникации | Практические | 8 | 2 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.6. | Интернет как новая сфера функционирования массовых информационных и коммуникативных процессов | Практические | 8 | 2 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.7. | Проанализируйте сайт Интернет-издания Colta с точки зрения видов мультимедиа и способов их применения. | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.8. | Презентация «Лица, без которых современные медиа выглядели бы иначе» | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.9. | Презентация «Ключевые медиаперсоны в исторической ретроспективе» | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.10. | Оцените степень валидности обратной связи на материалах комментариев к передаче «Особое мнение» радио «Эхо Москвы» | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.11. | Написание реферата | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мансуров, Александр Валерьевич | Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Коноплева, Ирина Аполлоновна | Информационные технологии : учебное пособие | Проспект, 2016 | |
Л1.3 | Диков А.В. | Интернет и Веб 2.0: Учебное пособие | М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Хроленко, А.Т. | Современные информационные технологии для гуманитария : практическое руководство : | Флинта, 2018 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Сотникова О. П. | Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2014 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека публикаций СМИ | www.public.ru | ||
Э2 | Научное издание «Меди@льманах» | www.journ.msu.ru | ||
Э3 | Polpred.com: Обзор СМИ. | Polpred.com/news | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
open office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Задания для практических занятий оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на семинарах; в случае пропуска занятия по уважительной причине ответ предоставляется в электронном виде. Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной). Зачет может быть выставлен автоматически, если студент выполнил необходимые задания в течение семестра на соответствующем уровне (исходя из представленных выше шкал оценивания). На ответ студенту отводится 35 минут. |