МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные медиатехнологии в практике СМИ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план42_04_02_ЖТиММР-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 141
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 15,5 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 12 12 12 12 24 24
Сам. работа 84 84 57 57 141 141
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Манскова Е.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Современные медиатехнологии в практике СМИ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., проф., Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф., Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познакомить студентов с новыми форматами медиатекстов и современными технологиями создания медиапродуктов. Руководствуясь практиоориентированным подходом в обучении сформировать у студентов основные навыки пользователей оборудования, сервисов и приложений для создания современных мультимедийных форматов, научить создавать различные визуальные элементы медиатекста и его графическое наполнение, работать с интерактивными инструментами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 Способен отбирать и внедрять в процесс медиапроизводства современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы создания современных медиатекстов для разных медийных платформ; методы и способы использования семиотических знаний в исследовании СМИ
3.2.Уметь:
3.2.1.отслеживать глобальные тенденции модернизации технического оборудования, программного обеспечения и расходных материалов, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками адаптации возможности новых стационарных и мобильных цифровых устройств к профессиональной деятельности журналиста.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Технологии и новые медиа
1.1. Трансформация традиционных медиа. Особенности регионального рынка. Новый тип медиапотребления: структура, характеристики, последние замеры. Лекции 2 2 ОПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Кейс-задача «Чего не хватает?»: анализ медиапродуктов одного СМИ регионального медиарынка Практические 2 2 ОПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Мультимедийная журналистика, современные медиаформаты, журналистика баз данных. Инструменты визуализации и новые подходы к видеоконтенту и медиатекстам Лекции 2 2 ОПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Мультимедийная журналистика, современные медиаформаты, журналистика баз данных. Инструменты визуализации и новые подходы к видеоконтенту и медиатекстам Практические 2 2 ОПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Специфика выбора платформ и сервисов. Алгоритмы работы с классическими мультимедийными форматами: интерактивные карты и таймлайны Лекции 2 4 ОПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Специфика выбора платформ и сервисов. Алгоритмы работы с классическими мультимедийными форматами: интерактивные карты и таймлайны Практические 2 4 ОПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Интерактивность как базовый принцип эффективного привлечения аудитории. Интерактивные форматы (калькулятор, викторина, карточки, опрос, анкета, бот и др.) Типовые ошибки в работе с интерактивными форматами. Лекции 2 4 ОПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Интерактивность как базовый принцип эффективного привлечения аудитории. Интерактивные форматы (калькулятор, викторина, карточки, опрос, анкета, бот и др.) Типовые ошибки в работе с интерактивными форматами. Практические 2 4 ОПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.9. Создание истории в форме интерактивной карты Сам. работа 2 50 ОПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.10. Создание познавательного теста Сам. работа 2 34 ОПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.11. Зачет 2 0 ОПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Инструменты визуализации и сторителлинг
2.1. Основы работы с данными. Инфографика: типы диаграмм. Статичные, интерактивные, динамичные форматы инфографики. Облако слов. Лекции 3 4 ОПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Основы работы с данными. Инфографика: типы диаграмм. Статичные, интерактивные, динамичные форматы инфографики. Облако слов. Практические 3 4 ОПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Работа с визуальными инфомолекулами. Фотография: мобильная и профессиональная. Технологические основы работы с изображением. Обработка фотографий. Фотогалерея, слайд-шоу, интерактивная фотография Лекции 3 2 ОПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Работа с визуальными инфомолекулами. Фотография: мобильная и профессиональная. Технологические основы работы с изображением. Обработка фотографий. Фотогалерея, слайд-шоу, интерактивная фотография Практические 3 2 ОПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Работа с видеоконтентом. Видеоформат вне традиционных электронных медиа. Классические форматы: синхрон, видеоролик, клип, видеопрезентация, анимированный ролик. Нетрадиционные форматы (интерактивное видео) и монтажные приёмы, которые используются как отдельный формат (slow-motion, stop-motion, гиперлапс, таймлапс). Технологии AR/VR Лекции 3 4 ОПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Работа с видеоконтентом. Видеоформат вне традиционных электронных медиа. Классические форматы: синхрон, видеоролик, клип, видеопрезентация, анимированный ролик. Нетрадиционные форматы (интерактивное видео) и монтажные приёмы, которые используются как отдельный формат (slow-motion, stop-motion, гиперлапс, таймлапс). Технологии AR/VR Практические 3 4 ОПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Работа с медиатекстом. Основы сторителлинга, применение на различных медиаплатформах, в разных медиа, форматах, жанрах. Цифровой сторителлинг. Отношения в системе «содержание-форма». Типичные ошибки «рассказчика». Лекции 3 2 ОПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Работа с медиатекстом. Основы сторителлинга, применение на различных медиаплатформах, в разных медиа, форматах, жанрах. Цифровой сторителлинг. Отношения в системе «содержание-форма». Типичные ошибки «рассказчика». Практические 3 2 ОПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.9. Создание мультимедийной статьи Сам. работа 3 57 ОПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.10. Экзамен 3 27 ОПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мансуров, Александр Валерьевич Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 Коноплева, Ирина Аполлоновна Информационные технологии : учебное пособие Проспект, 2016
Л1.3 Диков А.В. Интернет и Веб 2.0: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хроленко, А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария : практическое руководство : Флинта, 2018 biblioclub.ru
Л2.2 Сотникова О. П. Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
open office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Задания для практических занятий оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на семинарах; в случае пропуска занятия по уважительной причине ответ предоставляется в электронном виде.
Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Зачет может быть выставлен автоматически, если студент выполнил необходимые задания в течение семестра на соответствующем уровне (исходя из представленных выше шкал оценивания).
На ответ студенту отводится 35 минут.