МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Многопользовательские информационные системы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки01.04.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильНейронные сети и анализ данных
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план01_04_02_НСиАД-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Суханов С.И.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Многопользовательские информационные системы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 01.04.02 Прикладная математика и информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018г. №13)

составлена на основании учебного плана:
01.04.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, к.т.н. Хворова Л.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой профессор, к.т.н. Хворова Л.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение слушателями базовых знаний об современных направлениях исследований в области прикладной математики и информатики, принципов обработки картографических данных с использованием многопользовательских информационных систем, принципы обработки и интерпретации общей и отраслевой географической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способность проектировать архитектуру ИС предприятий и организаций в прикладной области
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- современные направления исследований в области прикладной математики и информатики;
- принципы обработки картографических данных с использованием многопользовательских информационных систем;
- алгоритмы обработки многомерных данных для решения типовых задач.
- программные среды для обработки картографических данных;
- источники получения пространственных данных;
- алгоритмы обработки векторных данных для прикладных задач.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять современное электронное оборудование для решения задач обработки многомерных данных;
- выполнять оценку качества полученного результата.
- применять информационные технологии для решения задач обработки векторных данных;
- применять различные Гис технологии для обработки векторных данных;
- использовать полученные результаты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- работы с современным электронным оборудованием в рамках решения прикладных задач дисциплины;
- решения базовых (типовых) задач обработки данных с использованием многопользовательских информационных систем.
- работы с различными методами обработки географической информации;
- использования программных средств в рамках решения прикладных задач дисциплины;
- решения базовых (типовых) задач обработки данных.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Анализ геоданных с использованием метода центра неопределенности.
1.1. Метод наименьших квадратов в геодезии. Применение МНК в ГИС MapInfo. Лекции 3 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Методы нестатистического анализа данных при построении эмпирических зависимостей. Примененение метод центра неопределенности в ГИС MapInfo. Лекции 3 4 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Формирование базы данных и знаний в Гис MapInfo. Определение ценности информации. Оценка параметров. Методы сбора и обработки данных о природной среде. Лекции 3 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Обработка массива геодезических и картографических данных в ГИС MapInfo. Построение карты. Печать карты. Лекции 3 6 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Метод наименьших квадратов в геодезии. Применение МНК в ГИС MapInfo. Практические 3 4 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Методы нестатистического анализа данных при построении эмпирических зависимостей. Примененение метод центра неопределенности в ГИС MapInfo. Практические 3 4 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Формирование базы данных и знаний в Гис MapInfo. Определение ценности информации. Оценка параметров. Практические 3 4 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Обработка массива геодезических и картографических данных в ГИС MapInfo. Построение карты. Печать карты. Практические 3 6 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Метод наименьших квадратов в геодезии. Применение МНК в ГИС MapInfo. Сам. работа 3 18 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Методы нестатистического анализа данных при построении эмпирических зависимостей. Примененение метод центра неопределенности в ГИС MapInfo. Сам. работа 3 18 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Формирование базы данных и знаний в Гис MapInfo. Определение ценности информации. Оценка параметров. Сам. работа 3 20 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Обработка массива геодезических и картографических данных в ГИС MapInfo. Построение карты. Печать карты. Сам. работа 3 20 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. В. С. Тикунова Геоинформатика (Кн. 1): учеб. для вузов: в 2 кн. Академия, 2008
Л1.2 Макаров К.Н. ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОДЕЗИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. В. Максимов, Н. М. Оскорбин Многопользовательские информационные системы: основы теории и методы исследования: монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com
Э3 электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»: www.biblioclub.ru
Э4 свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org
Э5 Электронный курс в Moodle portal.edu.asu.ru
Э6 Онлайн курс "Автоматические инструменты измерений и методы анализа данных" online.edu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Табличный процессор, Google Earth (free software), Acrobat Reader, операционная система, 7-Zip.
6.4. Перечень информационных справочных систем
https://gis-lab.info
http://mapbasic.ru/
http://pbprog.ru/webservices/csc/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

По дисциплине предусмотрены лекционные, практические занятия, самостоятельная работа. На аудиторных занятия будет представлен как основной материал, касающийся базовых представлений и навыков о принципах работы в ГИС, так и методов решения различных ГИС задач.
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно выделяйте ключевые моменты. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Темы практических занятий представлены в рабочей программе дисциплины. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль. Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.