Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z42_03_02_УЖ-5-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 2 | 2 | 2 | 2 |
Сам. работа | 96 | 96 | 96 | 96 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Формирование целостного представления о современной научной информационной картине мира и перспективах развития планетарного социума, понимание характерных особенностей современного этапа развития информациогенеза, знание универсальных методов познания. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ОК-1 | способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
ПК-1 | способностью выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | базовые категории информатики, различные походы к определению информации, факторы и закономерности развития и основные характеристики информационного общества, наиболее актуальные темы и проблемы развития современного информационного общества, основные тенденции в данной сфере, источники достоверной информации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать и сравнивать по ряду критериев основные информационные парадигмы, их принципы и категории; роль в формировании мировоззренческой позиции; различные формы существования информации в социокультурной жизни общества, выбирать наиболее актуальные темы и проблемы современного информационного общества для создания журналистских материалов; отбирать наиболее достоверные источники информации, в том числе среди интернет-ресурсов, сравнивать различные подходы к проблемам и формировать свою точку зрения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения знаний к журналистскому анализу проблем современного информационного общества; методами философской оценки сложных и противоречивых явлений современной действительности, навыками отбора наиболее значимых тем, адекватного и всестороннего раскрытия выбранных тем в журналистских материалах; методами сбора информации, ее проверки и анализа; технологиями представления информации в различных формах. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. 1. Информациогенез и его место в современной системе знаний. Общая характеристика науки. Методы, приемы и формы научного познания. | ||||||
1.1. | Различные подходы к понятию информации: гуманитарный и естественнонаучный аспекты категории «информация». Интернет как глобальная информационная среда | Лекции | 2 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Понятие "Информация" | Сам. работа | 2 | 16 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Информация как универсальная категория теории информационного общества | Практические | 2 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Современные концепции информационного общества | Сам. работа | 2 | 16 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.5. | Глобализация как отражение информационных процессов в обществе . Информационно-коммуникационные инновации, их роль в трансформации социального пространства и социального времени | Лекции | 2 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.6. | Факторы, влияющие на развитие информационного общества (ИКТ-инфраструктура, человеческий капитал, деловая среда, государственная политика). Человек в информационном обществе. Роль государства в развитии информационного общества | Лекции | 2 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.7. | Анализ «Окинавской хартии Глобального информационного общества» | Сам. работа | 2 | 16 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.8. | Основные направления стратегии развития информационного общества Российской Федерации | Сам. работа | 2 | 16 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.9. | Качественные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества на основе массового распространение информационных технологий | Сам. работа | 2 | 16 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.10. | Основные аспекты и проблемы информационной безопасности | Сам. работа | 2 | 16 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.11. | Зачет | 2 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приожение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мансуров, Александр Валерьевич | Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Серегин, Н. Н. | Мировые информационные ресурсы: уч. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Иванов В.И. , Баскакова Н.В. | Информатика. Информационные технологии : уч. пособие | Кемеровский государственный университет, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Городнова А. А. | Развитие информационного общества: учебник и практикум | Издательство Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Polpred.com: Обзор СМИ. | Polpred.com/news | ||
Э2 | Научное издание «Меди@льманах» | www.journ.msu.ru | ||
Э3 | Профессиональная конференция российских интернет-СМИ | i-comference.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
open office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует уделить особое внимание различным трактовкам понятия «информация» как разным аспектам единого и сложного явления. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований. Практические занятия. Предусмотрено одно практическое занятие, которое нацелено на углубление понимания феномена информации. При подготовке обратить внимание на «преломление» понятия информации в журналистской профессии. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практического задания, с учетом того, что данный вид работ требует больше времени. Тест. Перед прохождением итогового теста проработать конспект лекций и рекомендуемую литературу. Зачет. В каждом билете имеется теоретический вопрос и практическое задание. Теоретический вопрос предполагает знание материала, даваемого на лекциях, и знания рекомендованной литературы. Практическое задание также предполагает знание основных тем курса и, кроме того, учение анализировать развитие данных тем в предлагаемых научно-популярных медиатекстах. Поэтому целесообразно заранее дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. |