МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные проблемы информациогенеза

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Фотиева И.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Современные проблемы информациогенеза

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование целостного представления о современной научной информационной картине мира и перспективах развития планетарного социума, понимание характерных особенностей современного этапа развития информациогенеза, знание универсальных методов познания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
ПК-1 способностью выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые категории информатики, различные походы к определению информации, факторы и закономерности развития и основные характеристики информационного общества, наиболее актуальные темы и проблемы развития современного информационного общества, основные тенденции в данной сфере, источники достоверной информации
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и сравнивать по ряду критериев основные информационные парадигмы, их принципы и категории; роль в формировании мировоззренческой позиции; различные формы существования информации в социокультурной жизни общества, выбирать наиболее актуальные темы и проблемы современного информационного общества для создания журналистских материалов; отбирать наиболее достоверные источники информации, в том числе среди интернет-ресурсов, сравнивать различные подходы к проблемам и формировать свою точку зрения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения знаний к журналистскому анализу проблем современного информационного общества; методами философской оценки сложных и противоречивых явлений современной действительности, навыками отбора наиболее значимых тем, адекватного и всестороннего раскрытия выбранных тем в журналистских материалах; методами сбора информации, ее проверки и анализа; технологиями представления информации в различных формах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Информациогенез и его место в современной системе знаний. Общая характеристика науки. Методы, приемы и формы научного познания.
1.1. Различные подходы к понятию информации: гуманитарный и естественнонаучный аспекты категории «информация». Интернет как глобальная информационная среда Лекции 2 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Понятие "Информация" Сам. работа 2 16 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Информация как универсальная категория теории информационного общества Практические 2 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.4. Современные концепции информационного общества Сам. работа 2 16 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.5. Глобализация как отражение информационных процессов в обществе . Информационно-коммуникационные инновации, их роль в трансформации социального пространства и социального времени Лекции 2 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.6. Факторы, влияющие на развитие информационного общества (ИКТ-инфраструктура, человеческий капитал, деловая среда, государственная политика). Человек в информационном обществе. Роль государства в развитии информационного общества Лекции 2 2 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.7. Анализ «Окинавской хартии Глобального информационного общества» Сам. работа 2 16 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.8. Основные направления стратегии развития информационного общества Российской Федерации Сам. работа 2 16 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.9. Качественные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества на основе массового распространение информационных технологий Сам. работа 2 16 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.10. Основные аспекты и проблемы информационной безопасности Сам. работа 2 16 ОК-1, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.11. Зачет 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приожение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мансуров, Александр Валерьевич Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 Серегин, Н. Н. Мировые информационные ресурсы: уч. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Иванов В.И. , Баскакова Н.В. Информатика. Информационные технологии : уч. пособие Кемеровский государственный университет, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Городнова А. А. Развитие информационного общества: учебник и практикум Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Polpred.com: Обзор СМИ. Polpred.com/news
Э2 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э3 Профессиональная конференция российских интернет-СМИ i-comference.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
open office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует уделить особое внимание различным трактовкам понятия «информация» как разным аспектам единого и сложного явления. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований.

Практические занятия. Предусмотрено одно практическое занятие, которое нацелено на углубление понимания феномена информации. При подготовке обратить внимание на «преломление» понятия информации в журналистской профессии.

Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практического задания, с учетом того, что данный вид работ требует больше времени.

Тест. Перед прохождением итогового теста проработать конспект лекций и рекомендуемую литературу.

Зачет. В каждом билете имеется теоретический вопрос и практическое задание. Теоретический вопрос предполагает знание материала, даваемого на лекциях, и знания рекомендованной литературы. Практическое задание также предполагает знание основных тем курса и, кроме того, учение анализировать развитие данных тем в предлагаемых научно-популярных медиатекстах. Поэтому целесообразно заранее дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий.