МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра эмпирической социологии и конфликтологии
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Шрайбер А.Н.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра эмпирической социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра эмпирической социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать представление о современной социальной организации и социальном развитии общества, о социальном взаимодействии и социальных отношениях, о методах социологического исследования; умении проанализировать социальные последствия своей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-5: способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-8: способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретико-методологическую базу проведения исследований в области всеобщих и отечественных исторических проблем.
- движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества.
- основные приемы и методы использования специальных знаний для анализа общественных проблем.
3.2.Уметь:
3.2.1.- понимать принципы применения теоретико-методологической базы проведения исследований в области всеобщих и отечественных исторических проблем.
- понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества.
- применять на практике основные приемы и методы использования специальных знаний для анализа общественных проблем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками практического использования принципов теоретико-методологической базы проведения исследований в области всеобщих и отечественных исторических проблем.
- навыками понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса, роли насилия и ненасилия в истории, места человека в историческом процессе, политической организации общества.
- применения и эффективного использования основных приемов и методов использования специальных знаний для анализа общественных проблем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология как наука
1.1. Условия и предпосылки возникновения и развития социологического знания. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.2. Условия и предпосылки возникновения и развития социологического знания. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.3. Условия и предпосылки возникновения и развития социологического знания. Сам. работа 3 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.4. Научный статус социологии Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.5. Научный статус социологии Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.6. Научный статус социологии Сам. работа 3 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.7. Социологические теории и школы Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.8. Социологические теории и школы Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.9. Социологические теории и школы Сам. работа 3 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.10. Основные направления исследований и отрасли современного социологического знания Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.11. Основные направления исследований и отрасли современного социологического знания Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.12. Основные направления исследований и отрасли современного социологического знания Сам. работа 3 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.13. Общество как социальная система Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.14. Общество как социальная система. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.15. Общество как социальная система. Сам. работа 3 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.16. Методы социологического исследования Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.17. Методы социологического исследования Сам. работа 3 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.18. Социальные общности и группы в социальной системе общества. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.19. Социальные общности и группы в контексте необходимости толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий Сам. работа 3 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.20. Социальные общности и группы в контексте необходимости толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий Практические 3 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.21. Социальная структура, социальные явления и процессы современного общества Сам. работа 3 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.22. Социальная структура, социальные явления и процессы современного общества Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.23. Социология управления коллективом Сам. работа 3 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы
1. Предпосылки возникновения и развития социологии как науки.
2. Научный статус современной социологии.
3. Классическая, неклассическая и постклассическая социология.
4. Объект и предмет социологии. Понятия «социальное» и «социальность».
5. Уровни социологического знания. Макро- и микросоциология.
6. Функции социологии.
7. Эволюционизм Г. Спенсера.
8. Социальный факт Э. Дюркгейма. Теория общественного разделения труда.
9. Концепция «социального действия» М. Вебера.
10. Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона.
11. Современное состояние теоретической социологии.
12. Теории интеграции структуры и действия П. Бурдье, Э. Гидденса.
13. Общество как система Н. Лумана.
14. Основные направления исследований и отрасли современной российской социологии.
15. Понятие социального института, его основные признаки. Типология социальных институтов.
16. Проблема развития социальных институтов. Понятие функции и дисфункции.
17. Общее и различия в определении понятий «социальная группа», «коллектив» и «социальная общность».
18. Типология социальных общностей и групп. Существующие в современных общностях и трудовых коллективах социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
19. Толерантность как социальный феномен.
20. Методы социологического исследования.
Практические задания
Практическое задание № 1. Сделайте анализ научной статьи по тематике курса.
Практическое задание № 2. Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между теоретическим и практическим уровнями науки социологии.
Практическое задание № 3. Оцените возможности и ограничения основных каналов социальной мобильности в современной России.
Практическое задание № 4. Проиллюстрируйте функции и дисфункции социального института на конкретном примере.
Практическое задание № 5. Оцените возможности основных направлений развития современного социологического знания применительно к анализу демографических проблем в современной России.

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Социальное пространство и время человека и общества.
2. Человеческое общество и его социальная история как объект изучения социологии.
3. Основные концепции социологии.
4. Огюст Конт – основоположник социологической науки.
5. Объект и предмет социологии.
6. Социологические парадигмы в их развитии и обновлении.
7. Проблема исследования личности в социологии.
8. Питирим Сорокин – выдающийся социолог России и США.
9. Социологический анализ социальных явлений и процессов в современном обществе.
10. Этапы эволюции социологического знания: личности, концепции, школы.
11. Основные теории развития общества.
12. Проблема полипарадигмальности в современном социологическом знании.
13. Основные факторы и условия девиантного поведения в объективе современной социологии.
14. Человек в трудовом коллективе: социологический анализ.
15. Человек, индивид, личность – соотношение понятий.
16. Социализация, ее назначение и этапы.
17. Социология девиантного поведения (норма, отклонение, стигма).
18. Уровни и отрасли социологического знания.
19. Количественные и качественные методы социологического исследования: возможности и ограничения.
20. Вклад классиков социологии в науку о праве.
21. Право в социальной структуре общества.
22. Социология девиаций.
23. Роль права в обеспечении стабильности, согласия и консенсуса в обществе
24. Социология и социологи на Алтае: прошлое и современность.
25. Социальная стратификация и социальная дифференциация российского общества.
26. Социологические знания о жизнедеятельности и роли современной семьи в обществе.
27. Актуальные проблемы в правовой сфере современного российского общества.
28. Религия как сфера духовной жизни: опыт социологического изучения.
29. Социальная история России: особенности социологического анализа.

5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Е. Хренов Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 https://www.biblio-online.ru/book/sociologiya-438548
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Латышева, В. В. Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/DBA3D0FC-3AEF-4B45-B3A9-0F051A7D9289.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы
Э2 1. www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ)
Э3 2. www.public.ru (Публичная Интернет библиотека)
Э4 3. www.isras.ru (Институт социологии РАН)
Э5 Электронные библиотечные системы:
Э6 1. ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э7 2. ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э8 Курс в Moodle "Социология для направления "Китай и китайский язык"" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3665
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом занятия;
 самостоятельную подготовку к занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на семинарском занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
Титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»
При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Зачет/экзамен
Студент на зачете/экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет/экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 25 минут на зачет, 35 минут на экзамен. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет/экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.