МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные проблемы науки и журналистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_04_02_ЖТиММР-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 93
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 93 93 93 93
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Фотиева И.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Современные проблемы науки и журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знакомство с ролью науки в современном обществе, с основными социокультурными проблемами, связанными с научно-техническим прогрессом, и путями их решения; овладение навыками квалифицированного анализа событий и фактов, связанных с научно-технической сферой, и освещения их в средствах массовой информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ОПК-3 Способен анализировать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов
ПК-2 Способен осуществлять авторскую деятельность любого характера и уровня сложности с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы межкультурной коммуникации в профессиональной деятельности, этапы и тенденции развития отечественного и мирового культурного процесса.
3.2.Уметь:
3.2.1.вести профессиональную коммуникацию с представителями иных национальностей и конфессий с соблюдением этических и межкультурных норм, демонстрирует разноплановую эрудицию в сфере отечественной и мировой культуры в создаваемых журналистских текстах и (или) продуктах; Осуществлять регулярный мониторинг тем и проблем информационной повестки дня; формировать круг героев, свидетелей, экспертов для создания журналистских текстов (или) продуктов любого уровня сложности и изучает полученные сведения; анализировать релевантную информацию из доступных документальных источников
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.имеет практический опыт академического и профессионального взаимодействия с учетом разнообразия культур; навыками контроля достоверности и полноты полученной информации, систематизации фактов и мнений; навыками разработки оригинальных творческих решений; навыками подготовки публикаций журналистских текстов (или) продуктов любого уровня сложности с учетом требований конкретной редакции СМИ или другого медиа

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современная наука: базовые положения, тенденции и проблемы
1.1. Основные функции науки. Многообразие форм знания. Научное, вненаучное и псевдонаучное знание, критерии их отличия. Наука как особый вид знания. Лекции 1 2 УК-5, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Виды и уровни научного знания. Различные подходы к классификации научного знания. Уровни научного знания Лекции 1 2 УК-5, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Научная картина мира. Основные этапы развития научной мысли в Европе.. Специфика социогуманитарного знания Лекции 1 2 УК-5, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Подготовить доклад о каком-либо научном открытии «постнеклассического» периода развития науки и его социальной значимости. Практические 1 2 УК-5, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Посмотрите научно-популярный фильм (по выбору), подготовьте краткую рецензию, включающую ответы на вопросы: Практические 1 2 УК-5, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Найти и изучить статью, посвященному одному из важнейших направлений медиаисследований. Практические 1 2 УК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Статья Сноу Ч.-П. Две культуры и научная революция. Написать обзор работы Сам. работа 1 15 УК-5, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Реферат на тему «Сциентизм — антисциентизм как знаковая характеристика современной эпохи» Сам. работа 1 15 УК-5, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.9. Статья Миронова В.В. Наука и «кризис культуры» (или затянувшийся карнавал?) Сам. работа 1 15 УК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Наука в современном обществе. Популяризация науки в СМИ
2.1. Особенности современного этапа развития науки. Соотношение процессов дифференциации и интеграции в науке. Соотношение гуманитарного и естественнонаучного знания.Возрастающая роль науки в сфере экономики и социально-бытовых условий общественной жизни (новые открытия и технологии). Влияние науки на культуру, искусство, образование.тические проблемы современной науки. Лекции 1 2 УК-5, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Популяризация науки в СМИ: современная ситуация, перспективы развития. Журналистские методы работы над научной проблематикой. Популяризация научных тем в СМИ. Основные цели, уровни и методы популяризации. Журналист как «переводчик» с научного на обыденный язык. Источники информации для научного журналиста Лекции 1 2 УК-5, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Современные научно-популярные издания и интернет-ресурсы. Электронные версии научно-популярных журналов. Научно-популярные порталы. Направление Sciencetainment. Лекции 1 2 УК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Найти научно-популярную публикацию; дать оценку по параметрам: актуальность темы, стиль и язык изложения; доступность для массового читателя, соотнесение научности и популярности; достаточность иллюстративно-графического материала. Практические 1 2 УК-5, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Дать характеристику выбранного научно-популярного журнала (сайта, портала): оценка его содержательной и композиционно-графической модели, рейтинг, удобство электронной версии, стиль публикаций. Практические 1 2 УК-5, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Выйти на сайт Клуба научных журналистов, рубрика «Золотой фонд». (http://nauchnik.ru/ Золотой фонд). Выбрать одну из дискуссий и подготовить краткое резюме: тема, основные мнения, ваша позиция. Ответ представить вне сайта на практическом занятии. Практические 1 2 УК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Изучить материалы дискуссии «Наука и СМИ: возможно ли взаимопонимание?», опубликованные на сайте Санкт-Петербургского отделения Российского гуманистического общества. Подготовить резюме дискуссии, осветив вопросы: тема, основные аргументы участников, ваша позиция. Сам. работа 1 10 УК-5, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Посмотреть видеолекцию «Сторителлинг для наукоемких проектов». 1) Обратить внимание на данные в лекции рекомендации 2) Найти пример соответствующего научного материала и проанализировать его по выделенным в лекции пунктам. Сам. работа 1 16 УК-5, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.9. Написать научно-популярную статью (обзор по выбранной теме), пользуясь рекомендациями, данными в процессе изучения дисциплины (объем до 0, 3 п.л.). Сам. работа 1 22 УК-5, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.10. Экзамен 1 27 УК-5, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фотиева, Ирина Валерьевна Актуальные проблемы науки и журналистики : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/875
Л1.2 Дымова, И. Актуальные проблемы современности и журналистика : учебное пособие ОГУ, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Свитич, Луиза Григорьевна Введение в специальность. Профессия: журналист : учебное пособие для вузов Аспект Пресс, 2012
Л2.2 Кудрявцева, М.Е. Психология творчества в массовой коммуникации : учебное пособие Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=223219
Л2.3 Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие Изд-во «Дашков и К» // ЭБС «Лань», 2017., 2019 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э2 Издательство «Юрайт» электронно-библиотечная система URL: http://biblio-online.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Операционная система Microsoft Windows 7
2.Пакет офисных программ Microsoft Office XP


7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. В первой части курса следует обратить внимание на виды и уровни научного знания и научной методологии, на тенденции развития науки и на ее роль в современном мир. Изучая вторую часть курса, необходимо сформировать картину многообразных форм популяризации научного знания в современном медиапространстве. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера научно-популярного журналистского материала, следует опираться на базовые положения первой части курса. Анализ научно-популярных интернет-ресурсов (сайтов, электронных версий журналов) должен включать оценки не только с профессионально-журналистской, но и с потребительной стороны (оценивать сайт со стороны пользователя, предлагать свои варианты и т.д.).
Самостоятельная работа. При просмотре рекомендованных мини-видеокурсов по основам научной популяризации следует выбрать для последующего анализа материал, близкий по типу к тому, который рассматривает лектор. В остальном рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует больше времени.
Тест. Перед прохождением итогового теста в системе Moodle необходимо проработать курс лекций. При прохождении теста следует обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, на первый взгляд, равноценными. Такие вопросы требуют особой внимательности.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.