Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.04.02. Журналистика |
Профиль | Мультимедийная журналистика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z42_04_02_Мультимедиа-3-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 85 | 85 | 85 | 85 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Знакомство с ролью науки в современном обществе, с основными социокультурными проблемами, связанными с научно-техническим прогрессом, и путями их решения; овладение навыками квалифицированного анализа событий и фактов, связанных с научно-технической сферой, и освещения их в средствах массовой информации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-4 | способность использовать новейшие достижения в области культуры, науки, техники и технологий |
ОПК-8 | готовность к самостоятельному проведению научного медиаисследования, выполнению всех необходимых его этапов, способность выполнять исследовательскую работу, опираясь на имеющийся отечественный и зарубежный опыт в данной области |
ПК-3 | готовность осуществлять организационные, координационные, контролирующие обязанности, текущее планирование в соответствии со стратегией развития СМИ, медийных проектов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | наиболее важные открытия и методологические подходы, кардинально меняющие представления о мире и человеке; содержание дискуссий в современной науке; основные направления медиаисследований, принципы разработки их методологии; основные стратегии развития СМИ, медийных проектов; методы текущего планирования и организации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать полученные знания в журналистской практике, ставить задачу, планировать этапы исследования и выполнять исследовательскую работу, опираясь на имеющийся отечественный и зарубежный опыт; самостоятельно ставить организационные, координационные задачи, разрабатывать стратегии развития СМИ. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения полученных знаний в журналистской профессии, организации основных этапов медиаисследования и рядоположных сфер исследования; навыками осуществления организационных, координационных, контролирующих обязанностей в соответствии со стратегией развития СМИ, медийных проектов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. 1. Наука в современном мире | ||||||
1.1. | Многообразие форм знания. Научное, вненаучное и псевдонаучное знание, критерии их отличия. Наука как особый вид знания. | Лекции | 1 | 1 | ОК-4, ОПК-8, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Различные подходы к классификации научного знания. Уровни научного знания | Лекции | 1 | 1 | ОК-4, ОПК-8, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Научная картина мира. Основные этапы развития научной мысли в Европе. | Лекции | 1 | 1 | ОК-4, ОПК-8, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Подготовить доклад о каком-либо научном открытии «постнеклассического» периода развития науки и его социальной значимости. | Практические | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-8, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.5. | Подготовить доклад на тему: «Новые этические проблемы как следствия развития биотехнологий» (анализ основных проблем биоэтики). | Практические | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-8, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.6. | Статья Сноу Ч.-П. Две культуры и научная революция. Написать обзор работы | Сам. работа | 1 | 13 | ОК-4, ОПК-8, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.7. | Сциентизм — антисциентизм как знаковая характеристика современной эпохи | Сам. работа | 1 | 12 | ОК-4, ОПК-8, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.8. | Статья Миронова В.В. Наука и «кризис культуры» (или затянувшийся карнавал?) | Сам. работа | 1 | 12 | ОК-4, ОПК-8, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.9. | Найти научно-популярную публикацию; дать оценку по параметрам: актуальность темы, стиль и язык изложения; доступность для массового читателя, соотнесение научности и популярности; достаточность иллюстративно-графического материала. | Сам. работа | 1 | 12 | ОК-4, ОПК-8, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. 2. Особенности современного этапа развития науки .Научно-популярная журналистика | ||||||
2.1. | Соотношение процессов дифференциации и интеграции в науке. Соотношение гуманитарного и естественнонаучного знания.Возрастающая роль науки в сфере экономики и социально-бытовых условий общественной жизни (новые открытия и технологии). Влияние науки на культуру, искусство, образование.тические проблемы современной науки. | Лекции | 1 | 1 | ОК-4, ОПК-8, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Журналистские методы работы над научной проблематикой. Популяризация научных тем в СМИ. Основные цели, уровни и методы популяризации. Журналист как «переводчик» с научного на обыденный язык. Современные специализированные научно-популярные издания, Интернет-издания. Источники информации для научного журналиста. | Лекции | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-8, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Найдите и изучите статью, посвященному одному из важнейших направлений медиаисследований. Подготовьте краткую рецензию, включающую ответы на вопросы: - тема исследования, ее актуальность; - убедительность аргументов автора - социальная значимость данной темы и конкретно данной статьи для развития российской журналистики . | Практические | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-8, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.4. | Дать характеристику выбранного научно-популярного сайта. Осветить тематическое содержание рубрик, оформление, удобство пользования, рейтинг, стиль публикаций. | Практические | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-8, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.5. | Дать характеристику выбранного научно-популярного журнала (краткая история журнала, оценка его содержательной и композиционно-графической модели, рейтинг, удобство электронной версии, стиль публикаций). | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-4, ОПК-8, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.6. | Изучить материалы дискуссии «Наука и СМИ: возможно ли взаимопонимание?», опубликованные на сайте Санкт-Петербургского отделения Российского гуманистического общества. Подготовить резюме дискуссии, осветив вопросы: тема, основные аргументы участников, ваша позиция. | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-4, ОПК-8, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.7. | Посмотрите научно-популярный фильм (по выбору), подготовьте краткую рецензию, включающую ответы на вопросы: - тема фильма, ее актуальность; - журналистская форма подачи материала, - убедительность и связность аргументов - сочетание популярности и научности в освещении темы (пример: «Квантовая физика и буддизм») | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-4, ОПК-8, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.8. | Выйти на сайт Клуба научных журналистов, рубрика «Золотой фонд». (http://nauchnik.ru/ Золотой фонд). Выбрать одну из дискуссий и подготовить краткое резюме: тема, основные мнения, ваша позиция. | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-4, ОПК-8, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.9. | Экзамен | 1 | 9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Фотиева, Ирина Валерьевна | Актуальные проблемы науки и журналистики : учебное пособие | Изд-во АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/875 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дымова, И. | Актуальные проблемы современности и журналистика : учебное пособие | ОГУ, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Свитич, Луиза Григорьевна | Введение в специальность. Профессия: журналист : учебное пособие для вузов | Аспект Пресс, 2012 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» | www.site.mediascope.ru | ||
Э2 | Издательство «Юрайт» электронно-библиотечная система | URL: http://biblio-online.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Научное издание «Меди@льманах» | www.journ.msu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1.Операционная система Microsoft Windows 7 2.Пакет офисных программ Microsoft Office XP 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. В первой части курса следует обратить внимание на виды и уровни научного знания и научной методологии, на тенденции развития науки и на ее роль в современном мир. Изучая вторую часть курса, необходимо сформировать картину многообразных форм популяризации научного знания в современном медиапространстве. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера научно-популярного журналистского материала, следует опираться на базовые положения первой части курса. Анализ научно-популярных интернет-ресурсов (сайтов, электронных версий журналов) должен включать оценки не только с профессионально-журналистской, но и с потребительной стороны (оценивать сайт со стороны пользователя, предлагать свои варианты и т.д.). Самостоятельная работа. При просмотре рекомендованных мини-видеокурсов по основам научной популяризации следует выбрать для последующего анализа материал, близкий по типу к тому, который рассматривает лектор. В остальном рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует больше времени. Тест. Перед прохождением итогового теста в системе Moodle необходимо проработать курс лекций. При прохождении теста следует обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, на первый взгляд, равноценными. Такие вопросы требуют особой внимательности. Экзамен. В каждом билете имеется теоретический вопрос и практическое задание. Теоретический вопрос предполагает хорошее знание материала, даваемого на лекциях, и знания рекомендованной литературы. Практическое задание выполняется по тем же принципам, что и часть заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно при подготовке к зачету еще раз выполнить эти задания с учетом обсуждений на практических занятиях. |