МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные проблемы науки и журналистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильМультимедийная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_Мультимедиа-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Фотиева И.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Современные проблемы науки и журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знакомство с ролью науки в современном обществе, с основными социокультурными проблемами, связанными с научно-техническим прогрессом, и путями их решения; овладение навыками квалифицированного анализа событий и фактов, связанных с научно-технической сферой, и освещения их в средствах массовой информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способность использовать новейшие достижения в области культуры, науки, техники и технологий
ОПК-8 готовность к самостоятельному проведению научного медиаисследования, выполнению всех необходимых его этапов, способность выполнять исследовательскую работу, опираясь на имеющийся отечественный и зарубежный опыт в данной области
ПК-3 готовность осуществлять организационные, координационные, контролирующие обязанности, текущее планирование в соответствии со стратегией развития СМИ, медийных проектов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.наиболее важные открытия и методологические подходы, кардинально меняющие представления о мире и человеке; содержание дискуссий в современной науке; основные направления медиаисследований, принципы разработки их методологии; основные стратегии развития СМИ, медийных проектов; методы текущего планирования и организации.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать полученные знания в журналистской практике, ставить задачу, планировать этапы исследования и выполнять исследовательскую работу, опираясь на имеющийся отечественный и зарубежный опыт; самостоятельно ставить организационные, координационные задачи, разрабатывать стратегии развития СМИ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения полученных знаний в журналистской профессии, организации основных этапов медиаисследования и рядоположных сфер исследования; навыками осуществления организационных, координационных, контролирующих обязанностей в соответствии со стратегией развития СМИ, медийных проектов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Наука в современном мире
1.1. Многообразие форм знания. Научное, вненаучное и псевдонаучное знание, критерии их отличия. Наука как особый вид знания. Лекции 1 1 ОК-4, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Различные подходы к классификации научного знания. Уровни научного знания Лекции 1 1 ОК-4, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Научная картина мира. Основные этапы развития научной мысли в Европе. Лекции 1 1 ОК-4, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Подготовить доклад о каком-либо научном открытии «постнеклассического» периода развития науки и его социальной значимости. Практические 1 2 ОК-4, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Подготовить доклад на тему: «Новые этические проблемы как следствия развития биотехнологий» (анализ основных проблем биоэтики). Практические 1 2 ОК-4, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Статья Сноу Ч.-П. Две культуры и научная революция. Написать обзор работы Сам. работа 1 13 ОК-4, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Сциентизм — антисциентизм как знаковая характеристика современной эпохи Сам. работа 1 12 ОК-4, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Статья Миронова В.В. Наука и «кризис культуры» (или затянувшийся карнавал?) Сам. работа 1 12 ОК-4, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.9. Найти научно-популярную публикацию; дать оценку по параметрам: актуальность темы, стиль и язык изложения; доступность для массового читателя, соотнесение научности и популярности; достаточность иллюстративно-графического материала. Сам. работа 1 12 ОК-4, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. 2. Особенности современного этапа развития науки .Научно-популярная журналистика
2.1. Соотношение процессов дифференциации и интеграции в науке. Соотношение гуманитарного и естественнонаучного знания.Возрастающая роль науки в сфере экономики и социально-бытовых условий общественной жизни (новые открытия и технологии). Влияние науки на культуру, искусство, образование.тические проблемы современной науки. Лекции 1 1 ОК-4, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Журналистские методы работы над научной проблематикой. Популяризация научных тем в СМИ. Основные цели, уровни и методы популяризации. Журналист как «переводчик» с научного на обыденный язык. Современные специализированные научно-популярные издания, Интернет-издания. Источники информации для научного журналиста. Лекции 1 2 ОК-4, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Найдите и изучите статью, посвященному одному из важнейших направлений медиаисследований. Подготовьте краткую рецензию, включающую ответы на вопросы: - тема исследования, ее актуальность; - убедительность аргументов автора - социальная значимость данной темы и конкретно данной статьи для развития российской журналистики . Практические 1 2 ОК-4, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Дать характеристику выбранного научно-популярного сайта. Осветить тематическое содержание рубрик, оформление, удобство пользования, рейтинг, стиль публикаций. Практические 1 2 ОК-4, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Дать характеристику выбранного научно-популярного журнала (краткая история журнала, оценка его содержательной и композиционно-графической модели, рейтинг, удобство электронной версии, стиль публикаций). Сам. работа 1 8 ОК-4, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Изучить материалы дискуссии «Наука и СМИ: возможно ли взаимопонимание?», опубликованные на сайте Санкт-Петербургского отделения Российского гуманистического общества. Подготовить резюме дискуссии, осветив вопросы: тема, основные аргументы участников, ваша позиция. Сам. работа 1 8 ОК-4, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.7. Посмотрите научно-популярный фильм (по выбору), подготовьте краткую рецензию, включающую ответы на вопросы: - тема фильма, ее актуальность; - журналистская форма подачи материала, - убедительность и связность аргументов - сочетание популярности и научности в освещении темы (пример: «Квантовая физика и буддизм») Сам. работа 1 10 ОК-4, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.8. Выйти на сайт Клуба научных журналистов, рубрика «Золотой фонд». (http://nauchnik.ru/ Золотой фонд). Выбрать одну из дискуссий и подготовить краткое резюме: тема, основные мнения, ваша позиция. Сам. работа 1 10 ОК-4, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.9. Экзамен 1 9 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фотиева, Ирина Валерьевна Актуальные проблемы науки и журналистики : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/875
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дымова, И. Актуальные проблемы современности и журналистика : учебное пособие ОГУ, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Свитич, Луиза Григорьевна Введение в специальность. Профессия: журналист : учебное пособие для вузов Аспект Пресс, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э2 Издательство «Юрайт» электронно-библиотечная система URL: http://biblio-online.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Операционная система Microsoft Windows 7
2.Пакет офисных программ Microsoft Office XP


7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. В первой части курса следует обратить внимание на виды и уровни научного знания и научной методологии, на тенденции развития науки и на ее роль в современном мир. Изучая вторую часть курса, необходимо сформировать картину многообразных форм популяризации научного знания в современном медиапространстве. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера научно-популярного журналистского материала, следует опираться на базовые положения первой части курса. Анализ научно-популярных интернет-ресурсов (сайтов, электронных версий журналов) должен включать оценки не только с профессионально-журналистской, но и с потребительной стороны (оценивать сайт со стороны пользователя, предлагать свои варианты и т.д.).
Самостоятельная работа. При просмотре рекомендованных мини-видеокурсов по основам научной популяризации следует выбрать для последующего анализа материал, близкий по типу к тому, который рассматривает лектор. В остальном рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует больше времени.
Тест. Перед прохождением итогового теста в системе Moodle необходимо проработать курс лекций. При прохождении теста следует обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, на первый взгляд, равноценными. Такие вопросы требуют особой внимательности.
Экзамен. В каждом билете имеется теоретический вопрос и практическое задание. Теоретический вопрос предполагает хорошее знание материала, даваемого на лекциях, и знания рекомендованной литературы. Практическое задание выполняется по тем же принципам, что и часть заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно при подготовке к зачету еще раз выполнить эти задания с учетом обсуждений на практических занятиях.