МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Юридическая антропология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология права
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СП-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 42
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 42 42 42 42
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ф.н., Профессор, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Юридическая антропология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №326)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформулировать у магистрантов представление об антропологической составляющей правовых отношений, об архети-пических проявлениях современного человека как субъекта права.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности соотношения физической, биологической и социальной составляющих в различных концепциях юридической антропологии
3.2.Уметь:
3.2.1.учитывать значимость современных мифологических представлений и ритуальных практик, встроенных в структуру социально-правовых отношений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения антропологических знаний для моделирования и осуществления медиаторных проектов, направленных на урегулирование правовых конфликтов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в учебную дисциплину
1.1. Предметно-методологическая специ-фика юридической антро-пологии Лекции 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Предметно-методологическая специ-фика юридической антро-пологии Практические 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Предметно-методологическая специ-фика юридической антро-пологии Сам. работа 1 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.4. Методология и методика исследований в юридической антропологии Лекции 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.5. Методология и методика исследований в юридической антропологии Практические 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.6. Методология и методика исследований в юридической антропологии Сам. работа 1 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.7. Проблема урегулирования конфликтов в архаичном праве. Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.8. Проблема урегулирования конфликтов в архаичном праве. Практические 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.9. Проблема урегулирования конфликтов в архаичном праве. Сам. работа 1 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.10. Антропология и семиотика современного права. Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.11. Антропология и семиотика современного права. Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.12. Антропология и семиотика современного права. Сам. работа 1 12 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.13. Зачет 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Перечень вопросов
Теоретические задания по предмету «Юридическая антропология»:
1.Сущность «антропологического поворота» в правоведении.
2.Предмет юридической антропологии.
3.Методологические особенности и проблемы развития антропологии права.
4.Проблема соотношения этноцентризма и культурного релятивизма в изучении различных правовых систем.
5.Методы исследования, применяемые в социальной антропологии.
6.Особенности и источники традиционного права.
7.Сущность общинной модели общественных отношений и юридические следствия из нее.
8.Архаичные системы родства и родственного права.
9.Правовые основы наследования и супружества в архаичном обществе.
10. Разница между современными и архаичными представлениями в области земельного права.
11.Земельные системы и земельные отношения в традиционных обществах Черной Африки.
12.Земельное управление в архаичных обществах.
13.Проблема соотношения уставных и договорных отношений в различных обществах.
14.Общинная модель общества и договорные отношения.
15.Повинности и гарантии по договору в архаичном праве.
16.Агрессия и войны в традиционных обществах.
17.Типология процедур урегулирования конфликтов.
18.Типология доказательств, применяемых в архаичном праве.
19.Соотношение мести и наказания в системах архаичного и современного права.
20.Проблема социокультурной обусловленности права.
21.Семиотика как проблемное поле правовой антропологии.
22.Основные антропологические модели, лежащие в основе правовых систем.
23.Особенности становления и развития правовых отношений в России, их связь со спецификой российского менталитета.
24.Человек и общество в правовой системе советского периода.
25.Антрополого-юридические проблемы современного российского правопонимания.
26.Проблема социокультурной обусловленности права.
27.Основные антропологические модели, лежащие в основе правовых систем.
28.Антрополого-юридические проблемы современного российского правопонимания.
Практические задания по предмету «Юридическая антропология»:
1. Покажите, как юридическая антропология предметно и методологически связана с другими социогуманитарными дисциплинами.
2. Поясните, насколько «антропологический поворот» важен и актуален при решении задач Вашей ВКР.
3. Приведите примеры и проанализируйте механизмы реализации принципа социального обмена в сферах родственного, земельного и договорного архаичного права.
4. Продемонстрируйте на любом примере, как соотносятся месть и наказание в архаичном и современном праве с точки зрения эволюционизма и структурного функционализма.
5. Назовите характерные черты антропологической модели современного российского права.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Отюцкий Г.П., Кузьменко Г.Н. СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/AFB92B05-F5A3-4C84-8B6F-90460F6DF47A
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Коростелева О.Т. Социальная антропология : учеб. пособие с элементами хрестоматии АлтГУ, Фак. социологии. - Барнаул : АлтГУ// ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/1089
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Юридическая антропология" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1734
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.