МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Лингвогеография России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Злобина Ю.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Лингвогеография России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины являются ознакомление иностранных студентов с основными понятиями и методами лингвогеографии, обогащение знаний иностранных студентов о функциональном разнообразии национального языка – русского языка, а также выработка необходимых навыков и умений по краткому анализу картографических данных с применением полученных знаний.
Задачи дисциплины
Задачами освоения учебной дисциплины являются:
1.формирование общего понимания предмета лингвогеографии, методов её исследования, связи с другими науками;
2.изучение территориального варьирования языка, формирование компетенции лингвогеографического диагностирования звучащей речи, текста, записанного в транскрипции, на базе изучения противопоставленных диалектных различий;
3.формирование и организация языковой среды, оптимальной для духовно-нравственного развития личности;
4.развитие способности к самостоятельному творческому мышлению на основе совершенствования механизмов восприятия, понимания и интерпретации информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-17 способностью моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов
ПК-18 владением нормами этикета, принятыми в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- цели и задачи лингвогеографии, и ее место среди других наук;
- основные понятия, определения и термины лингвогеографии;
- теоретические положения русской диалектологии, необходимые для идентификации диалектных особенностей речи жителей разных регионов России.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять приобретенные теоретические знания в процессе межкультурной коммуникации;
- кратко анализировать фонетический, грамматический и лексический строй одного из современных русских диалектов;
- ставить исследовательские задачи и находить адекватные способы их решения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.должен владеть:
- методикой лингвогеографического анализа диалектных особенностей и навыками лингвистического анализа диалектных текстов;
- базовыми методиками сбора и анализа языковых фактов диалектной речи;
- методикой краткого анализа картографических данных.

должен демонстрировать способность и готовность:
совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. История возникновения дисциплины «Лингвогеография». Основные понятия лингвогеографии.
1.1. История лингвогеографии. Немецкий лингвистический атлас Г. Венкера и лингвистический атлас Франции Ж. Жильерона и Э. Эдмона. Русская лингвогеография. Идеи И. И. Срезневского. Программы Академии Наук и Московской диалектологической комиссии. Диалектологическая карта русского языка в Европе. Лекции 8 4 ПК-17 Л1.2, Л2.1
1.2. Практические 8 4
Раздел 2. Тема 2. Методы лингвогеографии: анкета, лингвистические карты, опрос информантов.
2.1. Основные методы лингвогеографии. Анкета – план, требования к записи материала. Лингвистические карты – особенности, структура. Опрос информантов как один из распространенных методов сбора диалектологической информации. Практические 8 4
Раздел 3. Тема 3. Картографирование как основной метод лингвогеографического исследования языка.
3.1. Изоглосса. Ареал. Принципы картографирования диалектного материала. Понятие диалект с точки зрения лингвогеографии. Интерпретация диалектных карт. Новая классификация русских говоров как результат лингвогеографического исследования. Лекции 8 4 ПК-17
3.2. Практические 8 4
Раздел 4. Тема 4. Диалектные атласы
4.1. Принципы составления диалектных атласов. «Диалектологический атлас русского языка» и его вклад в теорию и практику лингвогеографии. «Лексический атлас русских народных говоров» как атлас нового типа. Лекции 8 2 ПК-17 Л1.2, Л2.1
4.2. Практические 8 4
Раздел 5. Тема 5. Принципы картографирования явлений духовной культуры.
5.1. Изотерма, изопрагма, изодокса как реалии этнолингвистичского и этнографического картографирования. Составление и интерпретация этнолингвистических карт. Лекции 8 2 ПК-17
5.2. Практические 8 6
Раздел 6. Тема 6. Говоры вторичного образования как объект исторической диалектологии и лингвогеографии.
6.1. Лингвистическая география о специфике алтайских говоров. Диалектное членение алтайских говоров по данным лингвогеографического изучения. Проблемы картографирования этнолингвистических явлений на материале алтайских говоров. Лекции 8 2 Л1.1
6.2. Практические 8 6 ПК-17, ПК-18 Л1.1
6.3. Сам. работа 8 66 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине имеется в приложении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине имеется в приложении.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине имеется в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Словарь русских говоров Алтая. В 4-х т. : Барнаул : Изд-во АлтГУ, 1993 – 1998
Л1.2 Чернышенко О.В., Огрызко Е.В., Нефедов И.В. Русский язык как иностранный: лингвострановедение и развитие речи: М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА, 2017 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лингвострановедение: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Язык русской деревни /школьный диалектологический атлас www.gramota.ru
Э2 ruslang.ru www.ruslang.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для прохождения аттестации по дисциплине студенту необходимо:
- выполнять задания по тематике курса на занятиях и самостоятельно;
- подготовить реферат
- подготовить доклад
- ответить на вопросы по докладу, заданные преподавателем