МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая социология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-1-2020
Часов по учебному плану 192
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 121
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовая работа: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 121 121 121 121
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 192 192 192 192

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Домашев А.Н.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Общая социология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.привитие студентам профессиональных знаний в области общей социологии и основ социологического мышления для решения актуальных проблем социального общества

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2.1: Описывает проблемную ситуацию
ПК-2.2: Обосновывает актуальность проекта для решения поставленной проблемы
ПК-2.3: Представляет проектное предложение с предлагаемыми рекомендациями в организацию или орган управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологические и методические особенности социологических исследований, характерные для классического, неклассического и постнеклассического типов научности.
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить теоретико-методологический анализ научных работ по социологии; грамотно соотносить объект, предмет, цель и задачи собственных курсовых работ с выдвигаемыми гипотезами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками выбора оптимальной методологии решения той или иной исследовательской социологической проблемы; навыками обоснования выводов по курсовой работе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Общая социология"
1.1. Предметно-методологическая специфика общей социологии Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Предметно-методологическая специфика общей социологии Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Предметно-методологическая специфика общей социологии Сам. работа 4 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Типы научности в социологии Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Типы научности в социологии Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Типы научности в социологии Сам. работа 4 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Основы социальной жизни Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Основы социальной жизни Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Основы социальной жизни Сам. работа 4 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Парадигмы в социологии Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Парадигмы в социологии Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Парадигмы в социологии Сам. работа 4 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Теоретические подходы в социологии Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Теоретические подходы в социологии Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Теоретические подходы в социологии Сам. работа 4 11 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Социальные институты и организации Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.17. Социальные институты и организации Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.18. Социальные институты и организации Сам. работа 4 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.19. Социальные общности и группы Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.20. Социальные общности и группы Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.21. Социальные общности и группы Сам. работа 4 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.22. Социология семьи Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.23. Социология семьи Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.24. Социология семьи Сам. работа 4 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.25. Социология личности Сам. работа 4 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.26. Социология личности Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.27. Социология личности Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.28. Социология девиантного поведения Сам. работа 4 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.29. Социология девиантного поведения Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.30. Социология девиантного поведения Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.31. Экзамен 4 27 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ:
Перечень заданий:
Теоретические задания к экзамену по дисциплине «Общая социология»:
1. Объект и предмет социологии как науки: подходы к определению.
2. Предмет общей социологии, ее место и роль в системе социологического знания.
3. Макро- и микросоциология, их соотношение.
4. Категориальный аппарат социологической науки.
5. Типы научности в социологии.
6. Классический тип научности в социологии: общие черты и крупнейшие представители.
7. Неклассическая и постнеклассическая социология, их соотношение.
8. Проблема социальной дифференциации и социального неравенства. Социальные статусы и социальные роли.
9. Понятия социальной структуры и социальной стратификации.
10. Критерии и причины возникновения социальной стратификации: варианты трактовки.
11. Проблема соотношения социального равенства и социальной справедливости.
12. Социальная мобильность: типология и механизмы.
13. Модели социальной структуры современного западного общества.
14. Социальная структура советского общества. Номенклатура.
15. Основные тенденции изменения социальной структуры современного российского общества.
16. Понятия социального института и процесса институциализации.
17. Социальные институты: виды и функции.
18. Функциональное взаимодействие институтов современного российского общества.
19. Понятие и виды экономических систем.
20. Состояние и характер трансформации института образования в современной России.
21. Понятие социальной общности и социальной группы, различные подходы к определению.
22. Типология социальных общностей и социальных групп
23. Проблема гендерного неравенства в социологии.
24. Понятие семьи. Типология семейных структур и отношений.
25. Семья как социальный институт. Функции семьи.
26. Семейные конфликты: причины и пути преодоления.
27. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
28. Проблема человека в социологии.
29. Проблема соотношения личности и общества как центральная проблема теоретической социологии.
30. Личность как субъект и объект общественных отношений.
31. Социализация как непрерывный процесс. Этапы социализации.
32. Структура личности в социологии (основные элементы и связь между ними).
33. Социальные нормы и санкции в системе социальной регуляции.
34. Понятия социальной аномии и социальной девиации.
35. Причины девиантного поведения: варианты трактовки.
36. Типология девиантного поведения по Р. Мертону.
37. Соотношение понятий «культура и цивилизация», «культура» и «общество». Социальные функции культуры.
38. Социокультурная система. Основные элементы культуры, их роль в жизни человека и общества.
39. Типология и динамика культур по П.А. Сорокину.
40. Субкультуры и контркультуры в современном российском обществе.
41. Элитарная и массовая культура, их соотношение.
42. Сущность формационного и цивилизационного подходов к общественному развитию.
43. Основные концепции цивилизационного подхода к развитию общества (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).
44. Специфика законов общественного развития и пути их формулировки в социологии.
45. Субстанциональные и структурно-функциональные законы жизни человека и общества по М.Я. Боброву.
46. Сущность социологического реализма и номинализма.
47. Социальное прогнозирование: пути, возможности и перспективы.
48. Соотношение механизмов эволюции и революции в общественном развитии.
49. Проблема направленности общественного развития. Критерии социального прогресса.
50. Цикличность в функционировании и развитии общества. Культурогенные и социогенные циклы по В.Г. Немировскому.
51. Основные проблемы социологии человечества.
52. Глобальные проблемы современности и их социологическое «измерение».

Практические задания по предмету «Общая социология»:
1. Приведите примеры социологических парадигм, относящихся к классическому типу научности.
2. Назовите известные Вам эмерджентные свойства социальных систем.
3. Назовите социальные группы, выступающие типичными представителями среднего класса в современном западном и российском обществе.
4. Смоделируйте пути и механизмы восходящей социальной мобильности молодого школьного учителя биологии в современной России.
5. Приведите пример формирования какого-либо нового социального института в условиях современной России.
6. Назовите по возможности все социальные группы, членом которых Вы являетесь, дайте их краткую характеристику.
7. Обоснуйте, что социализацию следует рассматривать как непрерывный процесс.
8. Назовите признаки аномии в современном российском обществе.
9. Поясните, отклонением от каких социальных норм можно считать проституцию и гомосексуализм.
10. Смоделируйте механизмы функционального взаимодействия различных социальных институтов при выполнении задач социального контроля и регуляции.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем:
Примерные темы курсовых работ по дисциплине «Общая социология»
(для студентов дневной и заочной форм обучения)
1. Бюрократия как объект социологического исследования.
2. Взаимодействие социологии с другими науками.
3. Взаимосвязь социальных институтов в современном российском обществе.
4. Влияние интернет-технологий на формирование общественного мнения.
5. Влияние культурных универсалий на общественное развитие.
6. Влияние массовой культуры на формирование стереотипов в обществе.
7. Влияние социальных институтов на тип культуры.
8. Генезис идей социальной справедливости в социологии.
9. Генезис трактовки объекта и предмета социологии.
10. Государство как объект социологического анализа. Теории общественного договора.
11. Гражданское общество как объект исследования в современной социологии.
12. Значение системы культурно-просветительских учреждений для сохранения культурного потенциала нации.
13. Коррупция как объект социологического исследования.
14. Критерии прогресса и регресса в развитии современного общества.
15. Культурная политика в системе социокультурной регуляции.
16. Манипулирование сознанием и поведением людей в системе массовой культуры.
17. Место и роль социологии в системе социогуманитарного знания.
18. Механизмы и функции социального контроля в современном обществе.
19. Механизмы социализации в современном российском обществе.
20. Мир повседневности как объект социологического анализа.
21. Новые тенденции в развитии института семьи.
22. Проблема соответствия ценностей общества (группы) и ценностей личности.
23. Проблема социальной солидарности в социологии.
24. Проблема социальной адаптации в современных условиях.
25. Проблема трактовки культуры в социологии.
26. Проявление дисфункций института образования в современной России.
27. Проявления аномии в современном российском обществе.
28. Проявления гендерного неравенства в современной России.
29. Религия как социальный регулятор.
30. Реформа и революция как виды социальных изменений.
31. Ролевые конфликты в современной семье и пути их преодоления.
32. Роль естественных факторов в формировании ценностей и норм современного общества.
33. Роль культуры в консолидации современного общества.
34. Роль семьи в выработке и передаче культурных образцов от поколения к поколению.
35. Роль СМИ в развитии культуры современного общества.
36. Роль СМИ в формировании общественного мнения.
37. Роль социологии в исследовании духовной сферы современного общества.
38. Роль социологии в исследовании политической сферы современного общества.
39. Роль социологии в исследовании экономической сферы современного общества.
40. Семья как социальный институт и социальная группа.
41. Социальное неравенство как проблема современного российского общества.
42. Социальные нормы и социальный контроль в современном российском обществе.
43. Социальные причины девиантного поведения в современном российском обществе.
44. Социальные противоречия и их роль в общественном развитии.
45. Социальные причины девиантного поведения в сельской местности.
46. Социологические концепции культуры.
47. Социологические концепции социализации.
48. Социология М. Вебера как основа для понимания социальных процессов в современной России.
49. Средний класс в структуре современного западного и российского общества.
50. Тенденции социокультурного развития в обществе потребления.
51. Традиции и инновации как факторы социокультурного развития.
52. Формационный подход К. Маркса как основа для понимания развития современного общества.
53. Формирование и динамика элит в современной России.
54. Функции социологии как науки и их практическая реализация в современном обществе.
55. Функциональное взаимодействие семьи и образования как агентов социализации на современном этапе.
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   общая социология (2019).doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гречихин В. Г. ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/F58FE06E-FE13-464B-8592-61C04F9AB803
Л1.2 Лапин Н.И. ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/8E39F781-92DB-4A46-B7D6-BF01C8968CEE
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сирота Н. М. ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/6F52A91E-E4E3-4885-8567-015705838711
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Общая социология копия 1" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7017
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.