МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания историко-культурных дисциплин для иностранцев

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_ЯПП-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 25
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 25 25 25 25
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Злобина Ю.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания историко-культурных дисциплин для иностранцев

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины:
Развитие научно-методического мышления и профессиональных компетенций через проектирование курсов по истории и культуре России для иностранных студентов.

Задачи дисциплины:
- углубить знания магистрантов о культуре и истории страны изучаемого языка – России;
- формировать умения анализировать и сравнивать учебные материалы (учебники, учебные пособия по истории и культуре России для иностранцев), оценивать их методические возможности в практике преподавания РКИ;
- формировать умения целеполагания, отбора содержания, выбора методов, технологий средств и форм обучения, форм организации деятельности учащихся и системы контроля уровня их учебных достижений при разработке занятий по истории и культуре России для иностранных студентов в ВУЗе;
- способствовать профессиональному росту магистрантов, формированию индивидуального стиля собственной профессиональной деятельности, развитию стремлений к самообразованию и саморазвитию.
- способствовать дальнейшему формированию системы методических знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, ценностно-смысловых ориентиров, определяющих научно обоснованное проектирование и осуществление процесса преподавания РКИ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 владением навыками планирования, организации и реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий (лабораторные, практические и семинарские занятия) по филологическим дисциплинам (модулям) в образовательных организациях высшего образования
ПК-6 владением навыками разработки под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения, реализации учебных дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и дополнительных профессиональных программ для лиц, имеющих или получающих соответствующую квалификацию
ПК-7 рецензирование и экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов по филологическим дисциплинам (модулям)
ПК-8 готовностью участвовать в организации научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и ДПО, в профориентационных мероприятиях со школьниками
ПК-9 педагогической поддержке профессионального самоопределения обучающихся по программам бакалавриата и ДПО
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сформировать комплекс знаний о культуре и истории страны изучаемого языка – России
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и сравнивать учебные материалы (учебники, учебные пособия по истории и культуре России для иностранцев), оценивать их методические возможности в практике преподавания РКИ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.системой методических знаний, способов деятельности, опытом творческой деятельности, ценностно-смысловых ориентиров, определяющих научно обоснованное проектирование и осуществление процесса преподавания РКИ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Изучение истории и культуры России в системе преподавания РКИ: цели и задачи
1.1. Практические 3 4 Л2.2
1.2. Практические 3 4 Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Тематическое наполнение курса по русской истории для иностранных студентов
2.1. Практические 3 2 Л2.3
Раздел 3. Раздел 3. Тематическое наполнение курса по русской культуре для иностранных студентов
3.1. Практические 3 2 Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Анализ существующих учебников и пособий по истории и культуре России в рамках обучения РКИ
4.1. Практические 3 4 Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. Методы и формы организации занятий по истории и культуре России в рамках преподавания РКИ в ВУЗе
5.1. Практические 3 4 ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.3
5.2. Сам. работа 3 25 ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине хранится на кафедре РКИ и прикреплен в разделе Приложениях
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине хранится на кафедре РКИ и прикреплен в разделе Приложениях
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС по дисциплине хранится на кафедре РКИ и прикреплен в разделе Приложениях

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ворожбитова А.А. Начальное лингвориторическое образование: Методика преподавания русского языка. Таблицы, схемы, алгоритмы: учебное пособие Флинта, 2014 e.lanbook.com
Л1.2 Крючкова Л.С. Русский язык как иностранный: синтаксис простого и сложного предложения: учеб. пособие для вузов: Учебное пособие для вузов М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2004
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Т.В. Чернышовой, А.А. Чувакина Филология в системе современного гуманитарного знания: учебное пособие Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Стрельчук Е.Н. Русский язык и культура речи в иностранной аудитории: теория и практика. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 20116 // ЭБС «Лань», 2016 e.lanbook.com
Л2.3 Е. А. Романова, О. Л. Виноградова, В. В. Орленок Страноведение: учеб. пособие Калининград: Изд-во РГУ, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аттестация по дисциплине проходит в форме экзамена: студенты выполняют практическое задание - подготовка практических учебных материалов по выбранной теме. Примерный перечень тем:
1. Праздники России.
2. Традиции и обычаи России.
3. Русский народный костюм
4. Русская живопись.
5. Особенности русской национальной кухни.
6. Русская народная игрушка.
7. Образование Российского государства
8. Личность Петра I-го и его роль в развитии России
9. Россия в XIX-м веке: сословия и образ жизни
10. Великая отечественная война (1941 – 1945гг.)