МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современный медиатекст

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_04_02_ЖТиММР-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 78 51 78 51
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Деминова М.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Современный медиатекст

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., профессор Е.В. Лукашевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., профессор Е.В. Лукашевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Современный медиатекст» являются: формирование у студентов системного представления о медиатексте как объекте современного российского медиадискурса; овладение понятиями и категориями медиатекста; знакомство с типологией современных медиатекстов и их компонентов. Изучение медиатекстов различных форм и видов является основой для формирования представления о том, как реальность конструируется и репрезентируется в средствах массовой информации.Основными целями освоения дисциплины являются: выявлять системный характер обусловленности типологически отмеченной совокупности речевых качеств медиатекста компонентами реального коммуникативного акта; устанавливать закономерное соотношение между планом выражения и планом содержания в рамках медиатекста как речевого произведения; идентифицировать объект (медиатекст), дать его описание, указать на характерные свойства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен планировать, организовывать и координировать процесс создания востребованных обществом и индустрией медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов, отслеживать и учитывать изменение норм русского и иностранного языков, особенностей иных знаковых систем
ОПК-4 Способен анализировать потребности общества и интересы аудитории в целях прогнозирования и удовлетворения спроса на медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности построения медиатекста; формы и закономерности соотношения внешних (коммуникативных) факторов, лежащих в основе конструирования медиатекста, с внутренними константами медиатекста; коммуникативно-прагматический принцип при определении текстовых категорий.
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять системный характер обусловленности типологически отмеченной совокупности речевых качеств медиатекста компонентами реального коммуникативного акта; устанавливать закономерное соотношение между планом выражения и планом содержания в рамках медиатекста как речевого произведения; идентифицировать объект (медиатекст), дать его описание, указать на характерные свойства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть специальной терминологией, усвоить соответствующие понятия и характеристики и овладеть навыками самостоятельного анализа медиатекста разных жанров.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Становление теории медиатекста. Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
1.2. Определение медиатекста. Основные характеристики. Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
1.3. Ознакомление с литературой, основными источниками по теме "Становление теории медиатекста" Сам. работа 2 8 ОПК-1, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Медиатекст в коммуникативном аспекте
2.1. Медиатекст в процессе деятельности участников коммуникации. Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
2.2. Конспектирование источников по предложенной теме Сам. работа 2 6 ОПК-1, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 3. Коммуникативные основы создания жанров медиатекста
3.1. Жанры медиатекста Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 4. Информационная насыщенность медиатекста. Информативность и способы ее повышения. Процессы компрессии информации в тексте.
4.1. Понятие информационной насыщенности медиатекста и информативности медиатекста. Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
4.2. Понятие напряженного и ненапряженного медиатекста. Компрессия. Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
4.3. Написание медиатекста с использованием элементов информационной насыщенности, напряженности, компрессии Сам. работа 2 6 ОПК-1, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 5. Информационно-структурные и тональные (стилевые и стилистические) характеристики медиатекста
5.1. Информационно-структурные качества медиатекста, тональные и литературные качества медиатекста. Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 6. Стиль как средство реализации конструктивной идеи медиатекста
6.1. Воплощение в стиле личностного отношения автора к предмету изображения. Лекции 2 1 ОПК-1, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
6.2. Стиль как средство реализации конструктивной идеи медиатекста. Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
6.3. Эссе на тему "Образ автора в медиатексте" Сам. работа 2 4 ОПК-1, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 7. Выразительность как одно из важнейших свойств медиатекста
7.1. Риторический аспект изучения текста: эффективная выразительность. Лекции 2 1 ОПК-1, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
7.2. Выразительность медиатекста. Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 8. Диалогичность как фундаментальное свойство медиатекста
8.1. Риторика медиатекста и диалогичность. Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
8.2. Диалогичность как свойство медиатекста. Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
8.3. Составление словаря терминов Сам. работа 2 12 ОПК-1, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 9. Вербализация интертекстуальности в текстах массовой коммуникации.
9.1. Интертекстуальность медиатекста. Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
9.2. Интертекстуальность. Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
9.3. Групповая работа по теме "Интертекстуальные связи в медиатексте" Сам. работа 2 15 ОПК-1, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 10. Игры с языком в современном медиатексте
10.1. Языковая игра. Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Киселев, Александр Георгиевич Теория и практика массовой информации. Подготовка и создание медиатекста: учеб. для вузов Питер, 2011
Л1.2 Трофимова О.В.; Кузнецова Н.В. Публицистический текст. Лингвистический анализ: Флинта, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. А. Бриггза, П. Кобли Медиа: введение : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114784
Л2.2 Назайкин, Александр Николаевич Рекламный текст в современных СМИ : практ. пособие : практ. пособие Эксмо, 2007
Л2.3 Клюев, Ю.В. Теория и практика массовой информации : учебное пособие Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429884
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Академик.ру: словари и эндиклопедии на Академике dic.academic.ru
Э2 Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех gramota.ru
Э3 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Современный медиатекст» используются следующие формы работы:
1. Лекции.
В ходе лекционных занятий студентам рекомендуется вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный и отрицательный опыт интерпретации материалов СМИ. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой.

2. Практические занятия.
Содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных задач, выполнение профессиональных функций в учебных и деловых играх и т.п.), выполнение учебных заданий, проведение различных видов анализов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов, работа с эмпирическим материалом, словарями, справочниками и др. На практических занятиях обучающиеся овладевают профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и научно-исследовательской работы, формируют комплекс умений и навыков в области функционирования современного медиатекста.
В процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения. Содержанием практических занятий является выполнение учебных заданий, обсуждение дискуссионных вопросов. Студенты в процессе практических занятий развивают не только практические навыки и умения, но и научность и критичность мышления, способность самостоятельно реагировать и решать задания проблемного, творческого характера.
Подготовка к практическому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный; 2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного.
Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом. В заключение преподаватель, как руководитель занятия, подводит итоги. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно. Под фактическим материалом следует понимать специальную литературу по теме занятия, систему нормативных правовых актов, а также судебную практику по рассматриваемым проблемам.

3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа предполагает изучение основной, а также дополнительной рекомендованной литературы по дисциплине "Современный медиатекст", ознакомление с научными публикациями, работу с Интернет-ресурсами; подготовку к практическим занятиям, контрольной работе, экзамену.
Виды самостоятельной работы:
а) Составление словаря терминов
Словарь должен быть составлен из терминов по темам учебного курса «Современный медиатекст». Объем словаря – 25 – 30 слов. Обязательно указание источника определения.
б) Выполнение научно-исследовательской работы (письменная работа)
Объем зависит от поставленной задачи: от 4-х до 12 страниц. Текст состоит из краткого введения, основной части и краткого заключения. Во введении приводится самостоятельная трактовка ключевых понятий и представляется проблема, составляющая, с точки зрения студента, существо задания. Основная часть представляет собой анализ современного медиатекста с точки зрения одного из аспектов. Студенты на практических занятиях совместно с преподавателем осваивают различные методики анализа медиатекста (лингвистические и экстралингвистические). В курсовом проекте студент должен продемонстрировать умение анализировать медиатекст по заданным параметрам. В заключении даются краткие выводы и результаты решения проблемы.
При подготовке к написанию научно-исследовательской работы необходимо ознакомиться с литературой из предлагаемого списка, изучить нужный материал, чтобы выработать наиболее полную картину по данному вопросу. Текст обязательно снабжается ссылками на изученную литературу. Ссылки оформляются в квадратных скобках, в которых указывается цифрой порядковый номер источника в списке изученной студентом литературы, далее – запятая, затем цифрой обозначается номер страницы источника, из которого взят материал. Например, [2, с. 74]. Возчиков В.А. Текст медиакультуры: личностное восприятие как проблема // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). Выпуск № 2. 2008. с. 74 – 83.
В конце работы приводится список прочитанной и изученной литературы, оформленный в соответствии с библиографическими правилами.
в) выполнение тестовых заданий
Тестовая система предусматривает вопросы / задания, на которые студент должен дать один или несколько вариантов правильного ответа из предложенного списка ответов. При поиске ответа необходимо проявлять внимательность. Прежде всего, следует иметь в виду, что в предлагаемом задании всегда будет один правильный и один неправильный ответ. Всех правильных или всех неправильных ответов (если это специально не оговорено в формулировке вопроса) быть не может. Нередко в вопросе уже содержится смысловая подсказка, что правильным является только один ответ, поэтому при его нахождении продолжать дальнейшие поиски уже не требуется.
На отдельные тестовые задания не существует однозначных ответов, поскольку хорошее знание и понимание содержащегося в них материала позволяет найти такие ответы самостоятельно. Именно на это слушателям и следует ориентироваться, поскольку полностью запомнить всю получаемую информацию и в точности ее воспроизвести при ответе невозможно. Кроме того, вопросы в тестах могут быть обобщенными, не затрагивать каких-то деталей.
Количество тестовых вопросов/заданий по каждой теме дисциплины определено так, чтобы быть достаточным для оценки знаний обучающегося по всему пройденному материалу.

4. При реализации учебной дисциплины «Современный медиатекст» используются активные и интерактивные формы проведения занятий. При проведении лекционных и практических занятий используется мультимедийное оборудование.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении творческих заданий.

5. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.