МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современный политический дискурс
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки41.04.04. Политология
ПрофильПолитическое управление и PR. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_04_04_ПУ-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Лукашевич Е.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Современный политический дискурс

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.04 Политология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017г. №654)

составлена на основании учебного плана:
41.04.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование навыков применения методологии политической науки, в том числе политической коммуникации, и методики дискурсивного анализа к анализу современных политических текстов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: Способен выстраивать профессиональную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) по профилю деятельности в мультикультурной среде на основе применения различных коммуникативных технологий с учетом специфики деловой и духовной культуры России и зарубежных стран
ОПК-5: Способен выстраивать стратегию по продвижению публикаций по профилю деятельности в средствах массовой информации на основе базовых принципов медиаменеджмента
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы лингвистической прагматики и политической коммуникации применительно к практике создания политических и политологических текстов; общие законы построения политических текстов разных типов, жанров и стилей; основные нормы, принципы, стандарты в области эффективной политической коммуникации; методологию дискурсивного анализа; средства и способы речевого воздействия в разных типах политического дискурса.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать закономерности развития эффективности коммуникационных процессов, выявлять тенденции, оценивать их современное состояние при решении задач в профессиональной деятельности; применять современные методы анализа и интерпретации текстов современного политического дискурса для решения научных и практических задач в политической сфере.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.
научной терминологией, способностью применять теоретические знания из области теории и истории коммуникаций для объяснения современных социальных и политических процессов; методами анализа политического дискурса, навыками применения методологии политической науки и методики дискурсивного анализа к анализу современных политических текстов; приемами активного общения в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности;
способен использовать конкретные концепции, модели, методы, способы и инструменты эффективной политической коммуникации, выбирая их адекватно решаемой профессиональной задаче (по видам и областям профессиональной деятельности).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Языковая личность и речевая культура политика
1.1. Языковая личность политика: речевая культура и коммуникативная компетентность Лекции 3 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.2. КОЛЛОКВИУМ «Современная политическая лингвистика» Практические 3 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.3. Законы и принципы общения. Невербальная коммуникация Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.4. Методы исследования политического дискурса Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.5. Способы и средства речевого воздействия в политическом дискурсе Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.6. Аксиологический и социокультурный аспекты политического дискурса. Язык социального статуса в политической коммуникации Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.7. Защита домашней контрольной работы «Анализ коммуникативных ситуаций в медиаполитическом дискурсе» Практические 3 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.8. КОЛЛОКВИУМ «Современная политическая лингвистика» Сам. работа 3 26 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.9. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 3 26 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чернышова, Т. В. Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект): учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/907
Л1.2 Трофимова О.В., Кузнецова Н.В. Публицистический текст. Лингвистический анализ: учебное пособие Флинта: Наука, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57584
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.Е. Чернявская Лингвистика текста. Лингвистика дискурса: учебное пособие М. Флинта // ЭБС "Лань", 2013 https://e.lanbook.com/book/13074
Л2.2 Прохоров Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс: учебное пособие М: Флинта // ЭБС "Лань", 2016 https://e.lanbook.com/book/85943
Л2.3 Плеханова, Т.Ф. Дискурс-анализ текста: пособие для студентов вузов ТетраСистемс, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78571
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» http://www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
Э3 Научная электронная библиотека elibrary http://elibrary.ru
Э4 Электронный курс "Современный политический дискурс" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6389
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Коллоквиум представляет собой коллективное обсуждение раздела дисциплины на основе самостоятельного изучения этого раздела студентами. Подготовка к данному виду учебных занятий осуществляется в следующем порядке. Преподаватель дает список вопросов и заданий, ответы на которые следует получить при изучении определенного перечня научных источников. Студентам во внеаудиторное время необходимо прочитать специальную литературу, подготовить ответы на вопросы, которые будут обсуждаться на коллоквиуме, письменно или устно сформулировать свое мнение по каждому из вопросов, которое они выскажут на занятии.
Контрольная работа назначается после изучения определенного раздела (разделов) дисциплины и представляет собой совокупность развернутых письменных ответов студентов на вопросы, которые они заранее получают от преподавателя. Самостоятельная подготовка к контрольной работе включает в себя: изучение конспектов лекций, раскрывающих материал, знание которого проверяется контрольной работой; повторение учебного материала, полученного при подготовке к практическим занятиям и во время их проведения; изучение дополнительной литературы, в которой конкретизируется содержание проверяемых знаний; составление в письменной форме ответов на поставленные в контрольной работе вопросы; формирование психологической установки на успешное выполнение всех заданий.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.