Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.04. Политология |
Профиль | Политическое управление и PR |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_04_ПУ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 52 | 52 | 52 | 52 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Формирование навыков применения методологии политической науки, в том числе политической коммуникации, и методики дискурсивного анализа к анализу современных политических текстов |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ОПК-1 | Способен выстраивать профессиональную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) по профилю деятельности в мультикультурной среде на основе применения различных коммуникативных технологий с учетом специфики деловой и духовной культуры России и зарубежных стран |
ОПК-5 | Способен выстраивать стратегию по продвижению публикаций по профилю деятельности в средствах массовой информации на основе базовых принципов медиаменеджмента |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы лингвистической прагматики и политической коммуникации применительно к практике создания политических и политологических текстов; общие законы построения политических текстов разных типов, жанров и стилей; основные нормы, принципы, стандарты в области эффективной политической коммуникации; методологию дискурсивного анализа; средства и способы речевого воздействия в разных типах политического дискурса. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать закономерности развития эффективности коммуникационных процессов, выявлять тенденции, оценивать их современное состояние при решении задач в профессиональной деятельности; применять современные методы анализа и интерпретации текстов современного политического дискурса для решения научных и практических задач в политической сфере. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | научной терминологией, способностью применять теоретические знания из области теории и истории коммуникаций для объяснения современных социальных и политических процессов; методами анализа политического дискурса, навыками применения методологии политической науки и методики дискурсивного анализа к анализу современных политических текстов; приемами активного общения в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности; способен использовать конкретные концепции, модели, методы, способы и инструменты эффективной политической коммуникации, выбирая их адекватно решаемой профессиональной задаче (по видам и областям профессиональной деятельности). |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Языковая личность и речевая культура политика | ||||||
1.1. | Языковая личность политика: речевая культура и коммуникативная компетентность | Лекции | 3 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2 | |
1.2. | КОЛЛОКВИУМ «Современная политическая лингвистика» | Практические | 3 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2 | |
1.3. | Законы и принципы общения. Невербальная коммуникация | Практические | 3 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2 | |
1.4. | Методы исследования политического дискурса | Практические | 3 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2 | |
1.5. | Способы и средства речевого воздействия в политическом дискурсе | Практические | 3 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2 | |
1.6. | Аксиологический и социокультурный аспекты политического дискурса. Язык социального статуса в политической коммуникации | Практические | 3 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2 | |
1.7. | Защита домашней контрольной работы «Анализ коммуникативных ситуаций в медиаполитическом дискурсе» | Практические | 3 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2 | |
1.8. | КОЛЛОКВИУМ «Современная политическая лингвистика» | Сам. работа | 3 | 26 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2 | |
1.9. | Подготовка к контрольной работе | Сам. работа | 3 | 26 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Чернышова, Т. В. | Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект): учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Трофимова О.В., Кузнецова Н.В. | Публицистический текст. Лингвистический анализ: учебное пособие | Флинта: Наука, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Прохоров Ю.Е. | Действительность. Текст. Дискурс: учебное пособие | М: Флинта // ЭБС "Лань", 2016 | e.lanbook.com |
Л2.2 | В.Е. Чернявская | Лингвистика текста. Лингвистика дискурса: учебное пособие | М. Флинта // ЭБС "Лань", 2013 | e.lanbook.com |
Л2.3 | Плеханова, Т.Ф. | Дискурс-анализ текста: пособие для студентов вузов | ТетраСистемс, 2011 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78571 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Электронный курс "Современный политический дискурс" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Коллоквиум представляет собой коллективное обсуждение раздела дисциплины на основе самостоятельного изучения этого раздела студентами. Подготовка к данному виду учебных занятий осуществляется в следующем порядке. Преподаватель дает список вопросов и заданий, ответы на которые следует получить при изучении определенного перечня научных источников. Студентам во внеаудиторное время необходимо прочитать специальную литературу, подготовить ответы на вопросы, которые будут обсуждаться на коллоквиуме, письменно или устно сформулировать свое мнение по каждому из вопросов, которое они выскажут на занятии. Контрольная работа назначается после изучения определенного раздела (разделов) дисциплины и представляет собой совокупность развернутых письменных ответов студентов на вопросы, которые они заранее получают от преподавателя. Самостоятельная подготовка к контрольной работе включает в себя: изучение конспектов лекций, раскрывающих материал, знание которого проверяется контрольной работой; повторение учебного материала, полученного при подготовке к практическим занятиям и во время их проведения; изучение дополнительной литературы, в которой конкретизируется содержание проверяемых знаний; составление в письменной форме ответов на поставленные в контрольной работе вопросы; формирование психологической установки на успешное выполнение всех заданий. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |