МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современный российский медиадискурс

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильМультимедийная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_Мультимедиа-3-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 123
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Деминова М.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Современный российский медиадискурс

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Умение создавать различные типы текстов с учетом специфики вида медиадискурса; знание особенностей коммуникативных процессов в масс медиа, сущностных черт медиатекста, обусловленных его функционированием в разных сферах публичной коммуникации; умение применять полученные навыки в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями конкретных коммуникативных ситуаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-3 готовность осуществлять профессиональную деятельность, основываясь на знании современных концепций массовой коммуникации и положений теории журналистики, понимании спектра функций СМИ как важнейшего социального института и средства социальной коммуникации, роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации
ПК-1 готовность создавать журналистский авторский медиаконтент в формах и жанрах повышенной сложности, основываясь на углубленном понимании их специфики, функций, знании технологий и профессиональных стандартов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современную теорию масс медиа коммуникации; теорию ценностей (этнический и социальный аспекты); языковые и медиа нормы поддискурсов; основные черты 5-и дискурсов масс медиа; закономерности нормативного и экспрессивного функционирования языковых и медиа единиц в текстах массовой коммуникации (журналистики, рекламы, связей с общественностью, блогосферы).
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать медиатексты разных поддискурсов; пользоваться стандартными и экспрессивными единицами русского языка и средствами медиа в профессиональной коммуникации в устных и письменных ее формах; быть способным совершенствовать свою коммуникативную компетентность; выполнять, основываясь на полученных теоретических знаниях и практике СМИ, на высоком профессиональном уровне различные виды профессиональной работы, связанные с решением задач повышенной сложности, и должностные обязанности в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.принципами выбора медиа- и языковых средств в зависимости от конкретных творческих задач, решаемых в ходе создания медиатекста; свободно владеть приемами создания текста определенного поддискурса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. МЕДИАДИСКУРС КАК ВИД ФУНКЦИОНАЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННОГО ДИСКУРСА
1.1. Медиадискурс как вид функционально-обусловленного дискурса: основные проблемы дискурсивных исследований. Лекции 2 1 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Объем и содержание понятия дискурс в разных научных парадигмах. Практические 2 2 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. МЕДИАТЕКСТ КАК ЕДИНИЦА МЕДИАДИСКУРСА
2.1. Основные черты современного российского медиадискурса. Практические 2 1 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Медиатекст как дискретная единица потока массовой информации. Сам. работа 2 3 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Характерные черты поддискурсов масс-медиа. Практические 2 1 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Методики дискурсивного анализа медиатекста. Сам. работа 2 8 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО МЕДИАДИСКУРСА
3.1. Процессы демассификации (по Э. Тоффлеру), демократизации, mass self communication. Лекции 2 2 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.2. Особенности печатного дискурса (фото, газеты, журналы, книгоиздательская продукция): языковая и невербальные составляющие. Сам. работа 2 10 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.3. Процессы демассификации (по Э. Тоффлеру), демократизации, mass self communication. Сам. работа 2 10 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ МЕДИАДИСКУРСА
4.1. Анализ медиатекста из группы feature: методики дискурсивного анализа. Практические 2 2 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.2. Характерные черты дискурсов масс-медиа. Сам. работа 2 10 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.3. Динамика современного радиодискурса. Телевидение как сегмент медиасистемы России. Программные стратегии современного TV (General interest, Special interest). Сам. работа 2 10 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ
5.1. Дискурсное содержание, особенности кодирования и декодирования значений в Интернет-дискурсе. Сам. работа 2 17 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.2. Презентации «Характеристика поддискурсов современных масс медиа». Практические 2 2 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.3. Дискурсное содержание, особенности кодирования и декодирования значений в Интернет-дискурсе; специфика ИД и место в современных коммуникационных, политических и идеологических процессах. Сам. работа 2 20 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. СИСТЕМА ЦЕННОЙСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО МЕДИАДИСКУРСА
6.1. Современная система ценностей, продуцируемая в рамках медиадискурса. Лекции 2 1 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.2. Современная система ценностей, транслируемая российским медиадискурсом. Симулякры. Сам. работа 2 10 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.3. Культуроспецифичность информационной картины мира. Современная система ценностей, продуцируемая в рамках медиадискурса. Сам. работа 2 25 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.4. Экзамен 2 9 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чернышова, Татьяна Владимировна Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект) : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 Трофимова О.В., Кузнецова Н.В. Публицистический текст. Лингвистический анализ: учебное пособие Флинта: Наука, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Солганика Г.Я., Клушиной Н.И., Смирновой Н.В. Дискурс и стиль: теоретические и прикладные аспекты: монография М.: Флинта , 2014 e.lanbook.com
Л2.2 Плеханова, Т.Ф. Дискурс-анализ текста: пособие для студентов вузов ТетраСистемс, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78571
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Академик.ру: словари и эндиклопедии на Академике dic.academic.ru
Э2 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
Э3 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Современный российский медиадискурс» используются следующие формы работы:
1. Лекции.
На лекционных занятиях студенты заочной формы обучения получают методические рекомендации по самостоятельному изучению значительной части учебного материала.
В случае возникновения затруднений студентам рекомендуется обратиться к преподавателю. При необходимости преподаватель рассмотрит на практическом занятии или консультации тему, вызвавшую у студента трудности при самостоятельном изучении материала.

2. Практические занятия.
Содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных задач, выполнение профессиональных функций в учебных и деловых играх и т.п.), выполнение учебных заданий, проведение различных видов анализов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов, работа с эмпирическим материалом, словарями, справочниками и др. На практических занятиях обучающиеся овладевают профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и научно-исследовательской работы, формируют комплекс умений и навыков в области функционирования современного медиатекста.
В процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения. Содержанием практических занятий является выполнение учебных заданий, обсуждение дискуссионных вопросов. Студенты в процессе практических занятий развивают не только практические навыки и умения, но и научность и критичность мышления, способность самостоятельно реагировать и решать задания проблемного, творческого характера.
Подготовка к практическому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный; 2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного.
Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом. В заключение преподаватель, как руководитель занятия, подводит итоги. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно. Под фактическим материалом следует понимать специальную литературу по теме занятия, систему нормативных правовых актов, а также судебную практику по рассматриваемым проблемам.

3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа предполагает изучение основной, а также дополнительной рекомендованной литературы по дисциплине "Современный медиатекст", ознакомление с научными публикациями, работу с Интернет-ресурсами; подготовку к практическим занятиям, контрольной работе, экзамену.
Виды самостоятельных работ:
А) Выполнение тестовых заданий
Тестовая система предусматривает вопросы / задания, на которые студент должен дать один или несколько вариантов правильного ответа из предложенного списка ответов. При поиске ответа необходимо проявлять внимательность. Прежде всего, следует иметь в виду, что в предлагаемом задании всегда будет один правильный и один неправильный ответ. Всех правильных или всех неправильных ответов (если это специально не оговорено в формулировке вопроса) быть не может. Нередко в вопросе уже содержится смысловая подсказка, что правильным является только один ответ, поэтому при его нахождении продолжать дальнейшие поиски уже не требуется.
На отдельные тестовые задания не существует однозначных ответов, поскольку хорошее знание и понимание содержащегося в них материала позволяет найти такие ответы самостоятельно. Именно на это слушателям и следует ориентироваться, поскольку полностью запомнить всю получаемую информацию и в точности ее воспроизвести при ответе невозможно. Кроме того, вопросы в тестах могут быть обобщенными, не затрагивать каких-то деталей.
Количество тестовых вопросов/заданий по каждой теме дисциплины определено так, чтобы быть достаточным для оценки знаний обучающегося по всему пройденному материалу.

Б) Эссе.
Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

4. При реализации учебной дисциплины «Современный российский медиадискурс» используются активные и интерактивные формы проведения занятий. При проведении лекционных и практических занятий используется мультимедийное оборудование.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении творческих заданий.

5. Экзамен.
Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзаменам у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра.
Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом опорные конспекты лекций.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.