МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы охраны труда

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильГражданский процесс. Трудовое право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_ГП-с,ТП-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 123
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Киселева Елена Викторовна

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакаова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы охраны труда

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 <ЮРИСПРУДЕНЦИЯ> (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 26.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н. Аничкин Евгений Сергеевич, профессор кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 26.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ю.н. Аничкин Евгений Сергеевич, профессор кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Актуальные проблемы охраны труда» являются профессиональная подготовка обучающихся по актуальным вопросам правового регулирования охраны труда, обеспечение высокого уровня знаний на основе действующего законодательства, практики его применения с учетом общетеоретических положений и новейших течений в юридической науке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания
ПК-5 способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
ПК-6 способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения
ПК-10 способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-1: - атникоррупционное законодательство; основы будущей профессии;
ПК-5: - действующее трудовое законодательство и иные акты об охране труда;
- труды отечественных и зарубежных ученых в области охраны труда, историю становления и тенденции развития трудового законодательства, соответствие отечественного законодательства международным нормам;
- виды правонарушений в области охраны труда;
- практику предупреждения правонарушений, применения норм трудового законодательства об организации и охране труда, расследовании и учете несчастных случаев на производстве.
ПК-6: - законодательство о противодействии коррупции в области охраны труда.
ПК-10: - основы управленческих инноваций в профессиональной деятельности при организации охраны труда.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-1: - уважительно относиться к праву и закону; осознавать социальную значимость своей будущей профессии; проявлять нетерпимость к коррупционному поведению;
ПК-5: - анализировать действующее законодательство об охране труда, а также практику его применения;
- работать с научными трудами в области охраны труда, анализировать их, делать выводы;
- осуществлять предупреждение правонарушений по охране труда, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению.
ПК-6: - выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения в области охраны.
ПК-10: - воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности при организации охраны труда на производстве.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-1: - основами атникоррупционного законодательства; обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;
ПК-5: - знанием действующего законодательства об охране труда, а также практикой его применения;
- анализом научных трудов в области охраны труда, делает выводы;
- предупреждением правонарушений по охране труда, расследует несчастныу случаи на производстве, выявляет и устраняет причины и условия, способствующие их совершению.
ПК-6: - организацией охраны труда на производстве с целью пресечения коррупционного поведения.
ПК-10: - анализом и способен реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности при организации охраны труда на производстве.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальный аспект понятия охраны труда
1.1. Охрана труда как общесоциальная категория. Политический аспект понятия охраны труда. Основные направления государственной политики в области охраны труда. Экономический аспект понятия охраны труда. Медицинский и технический аспекты понятия охраны труда. Сам. работа 1 12 ПК-5, ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Теоретические вопросы охраны труда в трудовом праве
2.1. Охрана труда как межотраслевая правовая категория. Охрана труда – принцип трудового права. Охрана труда – институт трудового права. Источники правового регулирования охраны труда в РФ. Лекции 1 2 ПК-5, ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1
2.2. Охрана труда как межотраслевая правовая категория. Охрана труда – принцип трудового права. Охрана труда – институт трудового права. Источники правового регулирования охраны труда в РФ. Сам. работа 1 12 ПК-5, ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Право работника на охрану труда
3.1. Охрана труда как основное право человека. Содержание права на охрану труда. Гарантии реализации права на охрану труда. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Практические 1 2 ПК-5, ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1
3.2. Охрана труда как основное право человека. Содержание права на охрану труда. Гарантии реализации права на охрану труда. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Сам. работа 1 12 ПК-5, ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Охрана труда отдельных категорий работников
4.1. Специальные правила охраны труда женщин. Охрана труда несовершеннолетних. Охрана труда лиц, с пониженной трудоспособностью. Сам. работа 1 14 ПК-5, ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Организация охраны труда
5.1. Лабораторный практикум Лабораторные 1 2 ПК-5, ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1
5.2. Государственное управление охраной труда. Государственная экспертиза условий труда. Служба охраны труда в организации. Комитеты (комиссии) по охране труда. Сам. работа 1 12 ПК-5, ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Контроль и надзор за соблюдением охраны труда
6.1. Практическое занятие по решению задач Практические 1 2 ПК-5, ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1
6.2. Понятие государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Органы надзора и контроля. Формы осуществления контрольно-надзорной деятельности. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами. Самозащита работниками трудовых прав. Сам. работа 1 12 ПК-5, ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Правовое регулирование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
7.1. Понятие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве. Расследование и учёт несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Несчастные случаи не связанные с производством. Оформление и учет несчастного случая и профессионального заболевания. Практические 1 2 ПК-5, ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1
7.2. Лабораторный практикум Практические 1 2 ПК-5, ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1
7.3. Понятие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве. Расследование и учёт несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Несчастные случаи не связанные с производством. Оформление и учет несчастного случая и профессионального заболевания. Сам. работа 1 14 ПК-5, ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Возмещение вреда, причинённого работнику несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием
8.1. Освидетельствование, переосвидетельствование пострадавших. Обжалование решений учреждений МСЭ. Общие положения о страховом возмещении вреда. Виды обеспечения по страхованию. Возмещение вреда в части, превышающей обеспечение по страхованию. Возмещение морального вреда. Сам. работа 1 18 ПК-5, ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда.
9.1. Трудо-правовая ответственность за нарушение правил охраны труда. Гражданско-правовая ответственность. Административная ответственность. Уголовная ответственность. Сам. работа 1 17 ПК-5, ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1
9.2. Экзамен Экзамен 1 9 ПК-5, ПК-6, ПК-10 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Охрана труда как общесоциальная категория.
2. Политический аспект понятия охраны труда.
3. Основные направления государственной политики в области охраны труда.
4. Экономический аспект понятия охраны труда.
5. Медицинский и технический аспекты понятия охраны труда.
6. Охрана труда как межотраслевая правовая категория.
7. Охрана труда – принцип трудового права.
8. Охрана труда – институт трудового права.
9. Источники правового регулирования охраны труда в РФ.
10. Охрана труда как основное право человека.
11. Содержание права на охрану труда.
12. Гарантии реализации права работников на охрану труда.
13. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
14. Специальные правила охраны труда женщин.
15. Охрана труда несовершеннолетних.
16. Охрана труда лиц, с пониженной трудоспособностью.
17. Государственное управление охраной труда.
18. Государственная экспертиза условий труда.
19. Служба охраны труда в организации.
20. Комитеты (комиссии) по охране труда.
21. Понятие государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
22. Органы надзора и контроля. Формы осуществления контрольно-надзорной деятельности.
23. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.
24. Самозащита работниками трудовых прав.
25. Понятие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.
26. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве.
27. Расследование и учёт несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.
28. Несчастные случаи не связанные с производством.
29. Оформление и учет несчастного случая и профессионального заболевания.
30. Освидетельствование, переосвидетельствование пострадавших. Обжалование решений учреждений МСЭ.
31. Общие положения о страховом возмещении вреда.
32. Виды обеспечения по страхованию.
33. Возмещение вреда в части, превышающей обеспечение по страхованию.
34. Возмещение морального вреда.
35. Трудо-правовая ответственность за нарушение правил охраны труда.
36. Гражданско-правовая ответственность за нарушение правил охраны труда.
37. Административная ответственность за нарушение правил охраны труда.
38. Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Орловский Ю.П. - отв. ред. ТРУДОВОЕ ПРАВО В 2 Т. ТОМ 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Орловский Ю.П. - отв. ред. ТРУДОВОЕ ПРАВО В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Мудл (Актуальные проблемы охраны труда) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1511 portal.edu.asu.ru
Э2 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows,
Microsoft office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины начинается с посещения лекционных занятий, которые ориентированы на выяснение кардинальных, стержневых проблем учебной дисциплины. После прослушивания лекции по каждой теме обучающимся рекомендуется самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и литературу. Особое внимание необходимо уделить изучению научных взглядов и концепций, актуальных проблем, существующих в науке, норм права, регулирующих трудовые отношения. Используя лекционный материал, доступные учебники или учебные пособия, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Обучающиеся должны уяснить, что изучение дисциплины "Актуальные проблемы охраны труда" имеет особое значение ввиду того, что охрана труда – одна из острых социальных проблем общества и государства. Неблагоприятные условия труда становятся причиной высокой смертности и профессиональной заболеваемости работников, которые в обществе занимают значительную часть. Нормы, сосредоточенные в этом институте направлены на защиту жизни и здоровья работников в процессе производственной деятельности. В то же время законодательство в области охраны труда характеризуется сложностью, многоуровневостью, что требует дополнительной подготовки. Кроме того, обучающимся необходимо научиться ориентироваться в действующем трудовом законодательстве, иных актах, содержащих нормы трудового права, понимать перспективы его дальнейшего развития.
Изучение правового регулирования охраны труда необходимо начинать с определения понятия, данного в ст. 209 ТК РФ, в соответствии с которой охрана труда понимается как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. В ней отражён многоаспектный характер рассматриваемой категории. Далее, необходимо изучить другие определения понятий, содержащихся в ст. 209 ТК РФ: «условия труда», «вредный производственный фактор», «опасный производственный фактор», «безопасные условия труда» и другие.
Рассмотрение теоретических проблем в понятии охраны труда предполагает знание студентами основных проблем теории права. Важнейшим в этой теме является вопрос об охране труда как принципе трудового права. Необходимо последовательно рассмотреть охрану труда как принцип трудового права исходя их широкого и узкого подхода. Кроме того, у института охраны труда есть свои внутренние принципы.
При изучении права на охрану труда необходимо исследовать положения ст. 37 Конституции РФ, а также международных актов, закрепляющих соответствующее право, затем положения ст. 21 и ст. 219 ТК РФ, в которых раскрывается содержание права работников на охрану труда. В соответствии с закреплёнными правами на работодателя возлагаются соответствующие обязанности (ст. 212 ТК РФ). Обязанности представлены достаточно обширно и определяют дальнейшую последовательность изучения вопросов правового регулирования охраны труда.
Принципиальное значение при изучении правового регулирования охраны труда имеют положения о контроле и надзоре за соблюдением трудового законодательства в области охраны труда. Обучающимся необходимо изучить предложенные нормативно-правовые акты в области контроля и надзора, включая профсоюзный контроль.
При изучении темы «Правовое регулирование расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обучающимся необходимо обратить внимание на соотношение понятий «несчастный случай» и «страховой случай». Изучить соответствующие положения ТК РФ в сравнительном аспекте с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Изучение вопросов возмещения вреда, причинённого работнику в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания предполагают знание обучающимися основных положений об ответственности в трудовом праве, в гражданском праве, положений гражданского законодательства о страховании, а также Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Ответственность за нарушение требований охраны труда закреплена в актах разной отраслевой принадлежности и, таким образом, при исследовании вопросов об ответственности в области охраны труда необходимо изучить соответствующие положения ТК РФ, ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ.
Темы практических занятий полностью соответствуют программе курса и методически ею обусловлены. Выносимые на практические занятия вопросы, предложенные задания, задачи представляют значимость для изучения конкретных тем, способствуют наиболее полному пониманию и уяснению, как отдельной изучаемой темы, так и дисциплины в целом.
Важнейшее значение при изучении дисциплины отводится анализу правоприменительной практики, решению казусов, разработке правовых документов. Обучающиеся должны приобрести необходимые прикладные знания, практические навыки работы с актами, содержащими нормы трудового права, научиться применять нормы трудового права к конкретной жизненной ситуации, доказательно решать казусы.
Подготовка и участие в лабораторном практикуме, практическом занятии является важнейшей формой работы обучающегося в часы самостоятельной подготовки. При подготовке к таким занятиям следует проработать нормативные правовые акты и рекомендованную литературу, используя информационную справочную систему: СПС КонсультантПлюс, электронные базы данных, библиотечных систем, интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов. После изучения теоретических вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
Таким образом, организационные формы обучения включают в себя:
• контактную работу с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• самостоятельную работу по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.
Согласно учебному плану изучение дисциплины завершается экзаменом. В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту на экзамене отводится 30 минут. Преподаватель оценивает ответ на каждый из предложенных вопросов по четырехбалльной шкале (при проведении экзамена), определяя впоследствии итоговую оценку.