МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современный русский (и родной) язык
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2020
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 114
самостоятельная работа 93
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2, 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 17,5 14,5 18 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14 14 14 14 14 56 56
Практические 14 14 14 14 14 14 16 16 58 58
Сам. работа 17 17 17 17 44 44 15 15 93 93
Часы на контроль 27 27 27 27 0 0 27 27 81 81
Итого 72 72 72 72 72 72 72 72 288 288

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Лукашевич Е.В.;к.ф.н., доцент, Деминова М.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Современный русский (и родной) язык

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., профессор Е.В. Лукашевич

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., профессор Е.В. Лукашевич

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Современный русский язык» являются: 1) формирование у студентов-журналистов целостного представления о системе и строе современного русского языка в нормативном и функциональном аспектах на основе представления языковой системы как лингвистической модели и как языковой компетенции носителя русского языка; 2) совершенствование языковой и коммуникативной компетенции будущих журналистов (закрепление навыков нормативного словоупотребления, слово- и формообразования, формирование навыков грамматического анализа синтаксических единиц разного уровня и др.)как части профессиональной культуры; 3) формирование у студентов интереса к русскому языку как важнейшей духовной ценности России, существенному фактору интеллектуального и культурного развития современного российского общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: Способен создавать востребованные обществом и индустрией медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты в соответствии с нормами русского и иностранного языков, особенностями иных знаковых систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать фонетические, лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в целом и применительно к практике современных СМИ.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь следовать нормам современного русского языка в профессиональной деятельности. Уметь формулировать актуальные темы публикаций, при подготовке журналистских материалов использовать адекватные языковые средства с учетом типа СМИ и его аудитории, принятыми в нем форматами, стандартами и технологическими требованиями в разных жанрах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками устной и письменной речи, ее нормами и средствами выразительности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Фонетика и акцентология современного русского языка
1.1. Фонетика как наука и учебная дисциплина Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.2. Артикуляционная характеристика гласных звуков Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.3. Принципы фонетического письма. Транскрипция Практические 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.4. Артикуляционная характеристика согласных звуков Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.5. Фонетические законы, действующие в области гласных звуков Практические 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.6. Литературное произношение: аканье и иканье. Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.7. Артикуляционные характеристики звуков. Фонетический разбор Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.8. Фонетические законы, действующие в области согласных звуков Практические 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.9. Литературное произношение: ассимилятивные процессы Практические 1 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.10. Фонетический разбор Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.11. Фоностилистика Практические 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.12. Основные правила эвфонии. Нарушения благозвучия Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.13. Орфоэпия. Современные акцентологические тенденции Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.14. Современные акцентологические тенденции Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.15. Домашний акцентологический тренинг (5 тестов для самостоятельной работы, 500 слов: проверка кодификации по орфоэпическому словарю, проверка градуальности нормы; установлени значений новых для студента слов по толковым словарям; работа над произношением; запоминание кодификации). Отработка 1 теста в неделю Практические 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.16. Промежуточные самостоятельные блоки по фонетике: домашняя итоговая контрольная работа, включающая блоки транскрипции, фонетических законов, фонетического разбора Сам. работа 1 9 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.17. Экзамен 1 27 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
Раздел 2. Лексика современного русского языка
2.1. Предмет и задачи курса современного русского литературного языка для студентов-журналистов Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.2. Слово и его номинативная функция. Лексикография в системе наук о языке Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.3. Самостоятельная работа с разными типами словарей Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.4. Русская лексикография. Общая типология словарей и их характеристика Практические 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.5. Многозначность и ее типы Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.6. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения Практические 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.7. Лексика русского языка с точки зрения исторической перспективы Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.8. Фразеология и ее особенности Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.9. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления (социально-диалектного состава) Практические 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.10. Стилистическая дифференциация лексики русского языка Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.11. Устаревшая и новая лексика. Ее классификации Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.12. Семантическая структура слова. Значение и понятие. Типы лексического значения слова Практические 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.13. Пополнение словарного состава русского языка за счет заимствованной лексики Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.14. Семантическая структура полисеманта. Типы переносных значений слова: метафора, метонимия, синекдоха. Проблема семантического и формального тождества слова. Практические 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.15. Лексика русского языка по сферам употребления и функциональным разновидностям языка Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.16. Синтагматические и парадигматические отношения в лексике. Гиперо-гипонимия, омонимия, паронимия как проявление парадигматических отношений в лексике Практические 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.17. Современное городское просторечие Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.18. Синонимия, конверсия, антонимия как проявление парадигматических отношений в лексике Практические 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.19. Активные семантические процессы в лексике русского языка конца 20-го начала 21 в.в. Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.20. Домашняя итоговая контрольная работа, включающая блоки социолингвистики, лексикографии, лексического разбора Сам. работа 2 7 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.21. Экзамен 2 27 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
Раздел 3. Морфология современного русского языка
3.1. Морфология в системе лингвистических дисциплин. Предмет и объект морфологии. Лекции 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.2. Учение о частях речи в русском языкознании. Проблемные вопросы и переходные явления в области частей речи. Лекции 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.3. Понятие морфологической категории. Типы категорий. Грамматическая парадигма. Практические 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.4. Предмет и объект морфологии. Основные понятия и единицы морфологии Сам. работа 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.5. Имя существительное как часть речи. Семантико- грамматические разряды. Вопрос об одушевленности/ неодушевленности. Грамматический род существительного. Средства выражения родовых различий отдельных групп существительных. Лекции 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.6. Имя существительное как часть речи. Семантико- грамматические разряды имён существительных. Категория рода Практические 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.7. Грамматический статус категории числа существительного. Проблемные вопросы категории падежа. Типы склонения имен существительных, их характеристика. Сам. работа 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.8. Имя числительное как часть речи. Местоимение как часть речи. Особенности склонения и употребления. Практические 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.9. Имя прилагательное как часть речи. Имя числительное как часть речи Сам. работа 3 8 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.10. Местоимение как часть речи Сам. работа 3 8 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.11. Домашняя работа "Именные части речи" Сам. работа 3 8 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.12. Имя прилагательное как часть речи. Имя числительное как часть речи Практические 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.13. Глагол как часть речи. Классы и спряжение глаголов. Вид как несловоизменительная категория глагола. Залог. Наклонение и время глагола Лекции 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.14. Глагол как часть речи. Вид как несловоизменительная категория глагола. Видовая корреляция. Одновидовые и двувидовые глаголы. Категория залога глагола Практические 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.15. Категория лица глагола. Взаимодействие глагольных категорий. Вопрос о месте причастия и деепричастия в парадигме глагола. Образование и особенности употребления. Лекции 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.16. Словоизменительные категории наклонения, времени и лица глагола Практические 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.17. Причастие. Деепричастие Сам. работа 3 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.18. Причастие. Деепричастие Практические 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.19. Наречие как часть речи. Вопрос о категории состояния. Разграничение омонимичных частей речи. Лекции 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.20. Служебные слова в современном русском языке, их основные функции. Переход полнозначных слов в служебные. Вопрос о модальных словах и междометиях в системе частей речи. Сам. работа 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.21. Модальные слова, междометия, служебные части речи Сам. работа 3 8 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.22. Общая типологическая характеристика морфологического строя. Проявление тенденции к аналитизму в современной русской морфологии. Морфол. особенности функциональных разновидностей литер. языка Лекции 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.23. Повторение. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.24. Зачет 3 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
Раздел 4. Синтаксис современного русского языка
4.1. Предмет и задачи синтаксиса. Синтаксические единицы Лекции 4 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
4.2. Предмет и задачи синтаксиса. Синтаксические единицы Практические 4 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
4.3. Словосочетание и его типы. Синтаксический анализ словосочетания Лекции 4 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
4.4. Словосочетание и его типы. Синтаксический анализ словосочетания Практические 4 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
4.5. Простое предложение и его грамматические категории Лекции 4 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
4.6. Простое предложение и его грамматические категории Практические 4 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
4.7. Односоставные и неполные предложения Лекции 4 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
4.8. Односоставные и неполные предложения Практические 4 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
4.9. Сложное предложение. Типология сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные предложения Лекции 4 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
4.10. Общие вопросы теории сложного предложения. Типология сложных предложений. Синтаксический анализ сложных предложений Практические 4 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
4.11. Синтаксис текста: коммуникативный аспект Лекции 4 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
4.12. Подготовка к итоговому тесту Сам. работа 4 11 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
4.13. Синтаксис текста. Итоговый тест Сам. работа 4 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
4.14. Активные процессы в синтаксисе современного русского языка Практические 4 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3
4.15. Экзамен 4 27 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Под ред. Е.И. Дибровой Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. Ч.2: Морфология. Синтаксис : учеб. пособие М.: Академия ИЦ, 2011
Л1.3 Суздальцева, Вера Николаевна Практикум по современному русскому языку. Лексика. Фразеология : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 гл. ред. Н. Ю. Шведова Русская грамматика: Т.1: учеб. поосбие М. : Наука., 1980
Л2.2 гл. ред. Н. Ю. Шведова Русская грамматика: Т.2: учеб. пособие М. : Наука, 1980
Л2.3 Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: справочное пособие М.: Наука, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Академик.ру: словари и эндиклопедии на Академике https://dic.academic.ru/
Э2 Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех http://gramota.ru/
Э3 Электронная библиотека публикаций СМИ http://www.public.ru
Э4 Курс Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6615
Э5 Курс Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4211
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Offic
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Современный русский (и родной) язык» используются следующие формы работы:
1. Лекции.
В ходе лекционных занятий студентам рекомендуется вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный и отрицательный опыт интерпретации материалов СМИ. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой.

2. Практические занятия.
На практических занятиях обучающиеся овладевают профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и научно-исследовательской работы, формируют комплекс умений и навыков в области функционирования современного русского языка.
В процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения. Содержанием практических занятий является выполнение учебных заданий, обсуждение дискуссионных вопросов. Студенты в процессе практических занятий развивают не только практические навыки и умения, но и научность и критичность мышления, способность самостоятельно реагировать и решать задания проблемного, творческого характера.
Подготовка к практическому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный; 2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного.
Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом. В заключение преподаватель, как руководитель занятия, подводит итоги. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно. Под фактическим материалом следует понимать специальную литературу по теме занятия, систему нормативных правовых актов, а также судебную практику по рассматриваемым проблемам.

3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа предполагает изучение основной, а также дополнительной рекомендованной литературы по дисциплине "Современный русский (и родной) язык", ознакомление с научными публикациями, работу с Интернет-ресурсами; подготовку к практическим занятиям, контрольной работе, зачету в первом семестре и экзамену во втором.
Виды самостоятельной работы:
а) конспектирование источников (1, 2, 3, 4) семестры
Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе. Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал. Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования у студентов. Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.
Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
- План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
- Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
- Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
- Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
Ввиду трудоемкости подготовки к практическому занятию, преподаватель предлагает студентам алгоритм действий, рекомендует тщательно продумать свое устное выступление.
б) выполнение тестовых заданий (1,2,3,4 семестры)
Тестовая система предусматривает вопросы / задания, на которые студент должен дать один или несколько вариантов правильного ответа из предложенного списка ответов. При поиске ответа необходимо проявлять внимательность. Прежде всего, следует иметь в виду, что в предлагаемом задании всегда будет один правильный и один неправильный ответ. Всех правильных или всех неправильных ответов (если это специально не оговорено в формулировке вопроса) быть не может. Нередко в вопросе уже содержится смысловая подсказка, что правильным является только один ответ, поэтому при его нахождении продолжать дальнейшие поиски уже не требуется.
На отдельные тестовые задания не существует однозначных ответов, поскольку хорошее знание и понимание содержащегося в них материала позволяет найти такие ответы самостоятельно. Именно на это слушателям и следует ориентироваться, поскольку полностью запомнить всю получаемую информацию и в точности ее воспроизвести при ответе невозможно. Кроме того, вопросы в тестах могут быть обобщенными, не затрагивать каких-то деталей.
Количество тестовых вопросов/заданий по каждой теме дисциплины определено так, чтобы быть достаточным для оценки знаний обучающегося по всему пройденному материалу.
в) проведение коллоквиума (4 семестр)
Практические занятия могут проводиться в форме беседы со всеми студентами группы или с отдельными студентами. Коллоквиумы проводятся по конкретным вопросам дисциплины. От семинара коллоквиум отличается, в первую очередь тем, что во время этого занятия могут быть опрошены все студенты или значительная часть студентов группы.
В ходе коллоквиума выясняется степень усвоения студентами понятий и терминов по важнейшим темам, умение студентов применять полученные знания для решения конкретных практических задач. Как правило, коллоквиумы проводятся по темам, по которым не запланированы практические занятия.
Для подготовки к коллоквиуму студенты заранее получают у преподавателя задание. В процессе подготовки изучают рекомендованные преподавателем источники литературы, а также самостоятельно осуществляют поиск релевантной информации, а также могут собрать практический материал. Коллоквиум может проходить также в форме ответов студентов на вопросы билета, обсуждения сообщений студентов, форму выбирает преподаватель.
г) подготовка реферата (4 семестр)
Реферат – письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.
Последовательность работы:
1) Выбор темы исследования. Тема реферата выбирается студентом по коду зачетной книжки и (или) на основе его научного интереса. Также помощь в выборе темы может оказать преподаватель.


2) Планирование исследования. Включает составление календарного плана научного исследования и плана предполагаемого реферата. Календарный план исследования включает следующие элементы:
 выбор и формулирование проблемы, разработка плана исследования и предварительного плана реферата;
 сбор и изучение исходного материала, поиск литературы;
 анализ собранного материала, теоретическая разработка проблемы;
 сообщение о предварительных результатах исследования;
 литературное оформление исследовательской проблемы;
 обсуждение работы (на семинаре, в студенческом научном обществе, на конференции и т.п.).
Каждый элемент датируется временем начала и временем завершения.
План реферата характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя: введение, где обосновывается актуальность проблемы, ставятся цель и задачи исследования; основная часть, в которой раскрывается содержание проблемы; заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации.
3) Поиск и изучение литературы.
Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю. Подобранную литературу следует зафиксировать согласно ГОСТ по библиографическому описанию произведений печати. Подобранная литература изучается в следующем порядке: знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы; исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу); обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания реферата. Для разработки реферата достаточно изучение 4-5 важнейших статей по избранной проблеме. При изучении литературы необходимо выбирать материал, не только подтверждающий позицию автора реферата, но и материал для полемики.
4) Обработка материала.
При обработке полученного материала автор должен: систематизировать его по разделам; выдвинуть и обосновать свои гипотезы; определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме; уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы; сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования; окончательно уточнить структуру реферата.
5) Оформление реферата.
При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил:
следует писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику; писать последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование – вывод); соблюдать правила грамматики, писать осмысленно, не злоупотребляя наукообразными выражениями.
Требования к оформлению: наличие титула, 3 страницы текста (компьютерный набор, интервал одинарный, кегль 12). Список использованной литературы, оформленный в соответствии с требованиями ГОСТа, дать в конце реферата, ссылки в тексте на источник оформлять по типу [Сметанина 2002, с. 104]; [Сметанина 2002, www].
д) Эссе (продуцирование публицистического текста) (4 семестр)
Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

4. При реализации учебной дисциплины «Современный русский (и родной) язык» используются активные и интерактивные формы проведения занятий. При проведении практических занятий используется мультимедийное оборудование.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении творческих заданий.

5. Зачет (3 семестр).
Выполнение итогового теста приравнивается к зачету. Это тестирование составлено на материале теоретических вопросов для подготовки к зачету. Студенты готовятся по этим вопросам к тесту, как к зачету, но зачет проводится в виде теста. Подготовка студентов к сдаче зачета в виде теста включает в себя:
- просмотр программы учебного курса;
- определение необходимых для подготовки источников и их изучение;
- использование методических пособий;
- консультирование у преподавателя.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям. При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.

6. Экзамен (1, 2, 4 семестры).
Требования к организации подготовки к экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзамену у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра.
Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом опорные конспекты лекций.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.
Экзамен по дисциплине «Современный русский (и родной) язык» проводится письменно.