МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Клиническая психология сексуальных расстройств
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология (специальность)
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Лабораторные 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Юсупов Павел Рафаэльевич

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Клиническая психология сексуальных расстройств

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знание и понимание форм сексуальных расстройств
Знание о норме и патологии сексуального влечения
Знание о различных методологиях изучения и классификации сексуальныз расстройств
Знание способов психологического вмешательства при сексуальных расстройствах
Знание о неблагоприятных факторах, обусловливающих развитие сексуальных расстройств

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: готовностью выявлять и анализировать информацию о потребностях (запросах) пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- иметь представления о классификации сексуальных расстройств
- знать о причинах развития сексуальных рассройств
- иметь представление о мужских и женских сексуальных расстройствах
- знать о психологических способах работы с сексуальными дисфункциями
3.2.Уметь:
3.2.1.- уметь реализовать психологический анализ поведения при сексуальном расстройстве
- уметь применить знания о факторах развития сексуальных расстройств в контексте психологического вмешательства
- уметь применить знания о сексуальных дисфункциях в психологическом вмешательстве
- уметь сопоставить факторы различной природы в возникновении и развитии сексуальных расстройств
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеть методами диагностики сексуальных расстройств
- владеть способами оценки поведения при сексуальном расстройстве
- владеть способами написания отчета по результатам вмешательства при сексуальных расстройствах
- владеть методами психологической оценки и диагностики в работе с сексуальными расстройствами

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сексуальные расстройства: подходы, классификации
1.1. Понятие сексуального расстройства Лекции 10 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Этиология сексуальных расстройств Лекции 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Сексуальная функция как личностная ценность человека Лекции 10 3 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Причины сексуальных расстройств Лекции 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Понятие и подходы к изучению сексуальных перверсий Лекции 10 3 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Сексуальные расстройства у мужчин
2.1. Сексуальное расстройство отсутствия или потери полового влечения Лабораторные 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Сексуальное расстройство нарушения эрекции Сам. работа 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Мужская диспареуния. Причины, методы и цели психологического вмешательства Лабораторные 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Нарушения оргазма: оргазмическая ангедония, психогенное анэякуляторное расстройство, затруднённая эякуляция Сам. работа 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Расстройство преждевременной эякуляции Лабораторные 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи Сам. работа 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Психологические подходы к пониманию перверсий в мужской сексопатологии Лабораторные 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Сексуальные расстройства у женщин
3.1. Половая холодность (фригидность). Факторы возникновения, методы психологического вмешательства Лабораторные 10 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Функциональный болевой (алгический) синдром. Факторы возникновения, методы психологического вмешательства Лабораторные 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Вагинизм. Факторы возникновения, методы психологического вмешательства Лабораторные 10 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Нимфомания. Факторы возникновения, методы психологического вмешательства Лабораторные 10 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Мастурбация и онанизм у женщин Сам. работа 10 5 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Психологические подходы к пониманию перверсий в женской сексопатологии Сам. работа 10 5 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Парафилии: категории Сам. работа 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.8. Педофилия, культурно-исторический контекст Сам. работа 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.9. Фроттаж, Эксгибиционизм, Вуайеризм Сам. работа 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.10. Трансвестизм, трансгендеризм Лабораторные 10 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.11. Садизм, Мазохизм: патология или альтернативная форма сексуальности Сам. работа 10 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.12. Рассмотрение категорий парафилий Сам. работа 10 5 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.13. Культурно-исторический анализ педофилии как перверсии сексуального влечения Сам. работа 10 3 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.14. Рассмотрение фроттажа, вуайеризма, эксгибицонизма Сам. работа 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.15. Изучение трансвестизма и трансгендеризма Сам. работа 10 3 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.16. Методы психологического вмешательства при сексуальных расстройствах Сам. работа 10 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.17. Семья и проблемы сексуальной жизни Сам. работа 10 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Дать определение понятию сексуального расстройства
2. Сформулировать основные причины сексуальных расстройств.
3. Сформулировать психологические причины развития сексуальных расстройств
4. Определить существующие классификации и подходы к изучению сексуальных расстройств.
5. Определить причины и картину расстройства нарушения эрекции у мужчин.
6. Определить причины и картину диспареунии у мужчин.
7. Определить причины и картину оргазмической ангедонии у мужчин.
8. Сформулировать причины и картину психогенного анэякуляторного расстройства у мужчин.
9. Определить причны и формы затруднённой эякуляции у мужчин.
10. Объяснить синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи.
11. Дать определение понятию сексуальная перверсия. Назвать типы сексуальных перверсий.
12. Сформулировать причины и картину половой холодности (фригидности) у женщин.
13. Определить причины функционального болевого (алгического) синдрома.
14. Сформулировать факторы возникновения, методы психологического вмешательства при алгическом синдроме у женщин.
15. ОБъяснить основную симптоматику вагинизма у женщин.
16. Сформулировать факторы возникновения вагинизма у женщин.
17. Проанализиолвать картину симптомов при нимфомании.
18. Сформулировать возможные психологические факторы нимфомании.
19. Рассмотреть психологические факторы эректильной дисфункции.
20. Расстройства половой идентификации.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Семья и проблемы сексуальной жизни.
2. Понятие сексуальной травмы.
3. Норма и сексуальное влечение.
4. Психологическое вмешательство при сексуальных расстройствах.
5. Сексуальные перверсии. Классификации, этиология.
6. Сексуальное влечение как компонент личности.
7. Факторы формирования гендерной идентичности.
8. Психологические факторы эректильной дисфункции.
9. Фетишистские склонности в поведении как норма и как патология.
5.3. Фонд оценочных средств

см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ключко О.И. Гендерная психология и педагогика: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2018 Заменить ссылку на: https://biblio-online.ru/book/711A80CA-3E33-4F12-B3B1-DB8587A778A6
Л1.2 Сорокоумова Е. А., Талакова Е. А. ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Я-КОНЦЕПЦИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/3D0FDBCD-6CB7-46EB-9F40-0E5C9C70BFD0
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ключко О. И. Гендерный подход в социальном познании и образовании: Научные монографии Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=279754
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС издательства «Лань» https://e.lanbook.com/
Э5 "Клиническая психология сексуальных расстройств" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5115
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студентам для выполнения заданий текущего контроля
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется обратиться к преподавателю для уточнения индивидуальной формулировки задания. Студенту предлагается форма отчетности в виде: письменного конспекта, выступления на практическом занятии с докладом, выполнения конспекта-схемы и пр. Письменное индивидуальное контрольное задание студентом сдается преподавателю заблаговременно до окончания дисциплины или в установленные сроки. Устное индивидуальное контрольное задание рекомендуется выполнить при выступлении с докладом (сообщением) на практическом занятии по соответствующей работе теме.


На практических занятиях по предмету «Клиническая психология сексуальных растройств» рассматриваются концепции и представления о норме и патологии сексуального поведения, вопросы психологической диагностики и психологического вмешательства при сексуальных расстройствах. Практическая работа студентов на занятиях направлена на развитие самостоятельности, приобретение и закрепление умений и навыков понимания особенностей сексуальных расстройств, анализа подходов к рассмотрению психической нормы и патологии. Поэтому при подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется составлять конспект предложенных текстов по рассматриваемой проблематике, выделять важные и второстепенные признаки исследуемых явлений.
На практических занятиях, посвященных рассмотрению концепций сексуальных расстройств, студентам необходимо выслушивать доклады одногруппников, формулировать и задавать вопросы по проблемным аспектам теории, предлагать варианты их методологических решений.
На практических занятиях, посвященных анализу патологического сексуального поведения студентам предлагается провести анализ отдельных симптомов и признаков сексуального поведения.
К каждому практическому занятию студенты получают возможность сделать доклад по предложенным темам. На самом занятии они должны слушать и анализировать доклады сокурсников для участия в последующем обсуждении проблемы.