МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная журналистика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Социальная журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обучение студентов основным методам и принципам социальной журналистики как неотъемлемой составляющей журналисткого института в целом

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.профессиональные этические нормы на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять поиск темы и выявлять существующую проблему; получать информацию в ходе профессионального общения с героями, свидетелями, экспертами и фиксирует полученные сведения; отбирать релевантную информацию из доступных документальных источников; проверять достоверность полученной информации, разграничивать факты и мнения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками подготовки актуального журналистского текста / медиапродукта с учетом требований редакции СМИ или другого медиа; навыками подготовки к публикации журналистского текста /медиапродукта с учетом требований редакции СМИ или другого медиа

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет, цели и задачи социальной журналистики
1.1. Основы социальной журналистики Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.2. Инструментарий журналиста в освещении социальных проблем Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.3. Основы социальной журналистики Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.4. Предмет социальной журналистики Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.5. Методы конструирования социальных проблем в масс-медиа: проблематизация и депроблематизация Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.6. Предмет социальной журналистики Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.7. Типологический альбом публикаций/сюжетов Сам. работа 3 5 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.8. Субъекты и объекты социальной сферы России Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.9. Субъекты и объекты социальной сферы России Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.10. Тенденции и перспективы развития социальной журналистики в России Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.11. Эссе «Роль социальной журналистики в моей жизни и моя роль в социальной журналистике» Сам. работа 3 12 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 2. Миссия социальной журналистики
2.1. Социальная проблематика как объект журналистской деятельности Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.2. Социальные функции отечественной журналистики Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.3. Социальная проблематика как объект журналистской деятельности Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.4. Параметры социальности журналистики: журналистика и социум Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.5. Рецензия на книгу Федотовой В.Г. "Хорошее общество" Сам. работа 3 8 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.6. Основные темы социальной журналистики Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.7. Проблема бездомности в электронных и печатных СМИ Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.8. Основные темы социальной журналистики Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.9. Анализ интерактивного проекта Сам. работа 3 20 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.10. Социальная миссия отечественной журналистики Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.11. Социальная миссия отечественной журналистики Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.12. Экзамен 3 27 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дымова И., Рыков П., Щербакова Г. Профессиональная этика журналиста : учебное пособие : Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург : ООО ИПК "Университет", 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259175
Л1.2 Корконосенко С. Г. ; Отв. ред. Корконосенко С. Г. СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/2E7C6698-0FB4-40A4-86FE-77C4796F380B
Л1.3 Чепкина, Э. В. Социальная журналистика. Проблемы толерантности в сми: учебное пособие для вузов Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/bcode/441668
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кудрявцева М. Е. Психология творчества в массовой коммуникации: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=223219
Л2.2 Попов, О.А. Журналистская картина мира и внутренний мир аудитории: противоречия и взаимодействие : Лаборатория книги, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140049
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров [Электронный ресурс] https://deadline.media/
Э2 Научное издание «Меди@льманах» [Электронный ресурс] (http://www.journ.msu.ru/science/pub/media-almanac)
Э3 Ассоциация корпоративных медиа России www.corpmedia.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Оpen office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.