Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна
1.1. | Обучение студентов основным методам и принципам социальной журналистики как неотъемлемой составляющей журналисткого института в целом |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | профессиональные этические нормы на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | осуществлять поиск темы и выявлять существующую проблему; получать информацию в ходе профессионального общения с героями, свидетелями, экспертами и фиксирует полученные сведения; отбирать релевантную информацию из доступных документальных источников; проверять достоверность полученной информации, разграничивать факты и мнения |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками подготовки актуального журналистского текста / медиапродукта с учетом требований редакции СМИ или другого медиа; навыками подготовки к публикации журналистского текста /медиапродукта с учетом требований редакции СМИ или другого медиа |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет, цели и задачи социальной журналистики | ||||||
1.1. | Основы социальной журналистики | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Инструментарий журналиста в освещении социальных проблем | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Основы социальной журналистики | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.4. | Предмет социальной журналистики | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.5. | Методы конструирования социальных проблем в масс-медиа: проблематизация и депроблематизация | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.6. | Предмет социальной журналистики | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.7. | Типологический альбом публикаций/сюжетов | Сам. работа | 3 | 5 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.8. | Субъекты и объекты социальной сферы России | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.9. | Субъекты и объекты социальной сферы России | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.10. | Тенденции и перспективы развития социальной журналистики в России | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.11. | Эссе «Роль социальной журналистики в моей жизни и моя роль в социальной журналистике» | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Миссия социальной журналистики | ||||||
2.1. | Социальная проблематика как объект журналистской деятельности | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Социальные функции отечественной журналистики | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Социальная проблематика как объект журналистской деятельности | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.4. | Параметры социальности журналистики: журналистика и социум | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.5. | Рецензия на книгу Федотовой В.Г. "Хорошее общество" | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.6. | Основные темы социальной журналистики | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.7. | Проблема бездомности в электронных и печатных СМИ | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.8. | Основные темы социальной журналистики | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.9. | Анализ интерактивного проекта | Сам. работа | 3 | 20 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.10. | Социальная миссия отечественной журналистики | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.11. | Социальная миссия отечественной журналистики | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.12. | Экзамен | 3 | 27 | ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Дымова И., Рыков П., Щербакова Г. | Профессиональная этика журналиста : учебное пособие : | Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург : ООО ИПК "Университет", 2013 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Чепкина, Э. В. | Социальная журналистика. Проблемы толерантности в сми: учебное пособие для вузов | Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Корконосенко С. Г. ; Отв. ред. Корконосенко С. Г. | СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Попов, О.А. | Журналистская картина мира и внутренний мир аудитории: противоречия и взаимодействие : | Лаборатория книги, 2012 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140049 |
Л2.2 | Кудрявцева М. Е. | Психология творчества в массовой коммуникации: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров [Электронный ресурс] | deadline.media | ||
Э2 | Научное издание «Меди@льманах» [Электронный ресурс] | (http://www.journ.msu.ru/science/pub/media-almanac) | ||
Э3 | Ассоциация корпоративных медиа России | www.corpmedia.ru | ||
Э4 | Электронный курс "Социальная журналистика" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Оpen office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |