МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальное проектирование в СМИ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-5-2020
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 268
Виды контроля по курсам
курсовой проект: 3, 4

Распределение часов по курсам

Курс 3 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 8 8 12 12 20 20
Сам. работа 100 100 168 168 268 268
Итого 108 108 180 180 288 288

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Чутчева А.В.;ст. преп., Вихрев Л.А.;к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Социальное проектирование в СМИ

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата). Утвержден Приказом Мнистерства образования и науки РФ 04.08.2014 № 951

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Социальное проектирование в СМИ» являются формирование базовых представлений о принципах и методиках социального проектирования в сфере СМИ, а также практических навыков разработки общественно значимых проектов с выраженной медийной составляющей.
Исходя из этого, основными задачами изучения данной дисциплины являются: ознакомление с понятием социального проектирования в применении к сфере СМИ и с направлениями проективной деятельности журналиста; овладение методами и технологиями социального проектирования; приобретение навыков разработки и реализации социально-медийных проектов и привлечения к сотрудничеству со СМИ представителей различных организаций и сегментов общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах
ПК-4 способностью разрабатывать локальный авторский медиапроект, участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методику работы с различными мультимедийными форматами сетевого контента, принципы и методику разработки медиапроектов
3.2.Уметь:
3.2.1.работать с информацией в мультимедийной среде, адаптировать информацию для различных мультимедийных платформ, анализировать и моделировать медиапроекты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками медиапроектирования, навыками работы с онлайновыми интернет-ресурсами, позволяющими создавать материалы в различных мультимедийных жанрах,

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальное проектирование в журналистике. Профессионально-ориентационные проекты в сфере журналистики, привлечение молодежи к журналистскому образованию
1.1. Специфика социального проектирования в России: зарождение, развитие, функционирование Практические 3 1 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Социальный проект как прецедент решения социальной проблемы Практические 3 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Цели и задачи социальных проектов Практические 3 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Анализ СМИ, содержащих социальную информацию как источников информации Сам. работа 3 60 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Механизмы проведения социальной акции Практические 3 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.6. просмотр видеороликов федеральных и региональных журналистов Сам. работа 3 40 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Социальный заказ: механизмы формирования, распределения и реализации Практические 3 1 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Реализация проектов, направленных на решение социальных проблем с помощью средств массовой информации
2.1. Социальная ответственность бизнеса за рубежом и в России Практические 4 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Социальная журналистика Практические 4 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Работа с источниками, сбор информации, создание авторского текста в реальном времени Сам. работа 4 50 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Социальная проблематика в современных средствах массовой информации Практические 4 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Социальная и рыночная реклама Практические 4 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Модель и план социального проекта Практические 4 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Презентационный материал для реализации социального проекта Практические 4 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.8. Просмотр и анализ видеороликов социальной рекламы, созданных для телеэфира, и прослушаивания аудиороликов, звучащих в радиоэфире Сам. работа 4 50 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.9. Ролевые игры Сам. работа 4 68 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Курсовой проект (тема разрабатывается в ходе посещения студентами практических занятий и выполнения самостоятельной работы).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лазутина Г. Профессиональная этика журналиста : Учеб. для вузов М. : Аспект Пресс, 2011
Л1.2 О. Н. Колесникова Социальное проектирование и прогнозирование : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бузин, В.Н. Медиапланирование: теория и практика : учебное пособие Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114785
Л2.2 А. Черных Мир современных медиа: Издательский дом «Территория будущего», 2007 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84955
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э2 Лаборатория Силамедиа — практические курсы для тех, кто осваивает мир медиа и коммуникаций silamedialab.ru
Э3 Ассоциация корпоративных медиа России www.corpmedia.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
PowerPoint
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Для курсового проекта предусмотрено учебно-методическое пособие. См. приложение