Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | 3 (6) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 19 | 15,5 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 18 | 18 | 24 | 24 | 42 | 42 |
Сам. работа | 90 | 90 | 21 | 21 | 111 | 111 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 72 | 72 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Социальное проектирование в СМИ» являются формирование базовых представлений о принципах и методиках социального проектирования в сфере СМИ, а также практических навыков разработки общественно значимых проектов с выраженной медийной составляющей. Исходя из этого, основными задачами изучения данной дисциплины являются: ознакомление с понятием социального проектирования в применении к сфере СМИ и с направлениями проективной деятельности журналиста; овладение методами и технологиями социального проектирования; приобретение навыков разработки и реализации социально-медийных проектов и привлечения к сотрудничеству со СМИ представителей различных организаций и сегментов общества. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-2 | способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ дляразмещения на различных мультимедийных платформах |
ПК-4 | способность разрабатывать локальный авторский медиапроект, участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | методику работы с различными мультимедийными форматами сетевого контента, принципы и методику разработки медиапроектов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | работать с информацией в мультимедийной среде, адаптировать информацию для различных мультимедийных платформ, анализировать и моделировать медиапроекты |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками медиапроектирования, навыками работы с онлайновыми интернет-ресурсами, позволяющими создавать материалы в различных мультимедийных жанрах |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Социальное проектирование в журналистике. Профессионально-ориентационные проекты в сфере журналистики, привлечение молодежи к журналистскому образованию | ||||||
1.1. | Специфика социального проектирования в России: зарождение, развитие, функционирование | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Социальный проект как прецедент решения социальной проблемы | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Цели и задачи социальных проектов? Адресаты социальных проектов? | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Этап реализации проекта. Составление предложений по проекту. Поиск деловых партнеров. Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов. Проведение плановых мероприятий. Корректировка хода реализации проекта. | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
1.5. | Конкурсы социально значимых проектов за рубежом и в России | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
1.6. | Анализ СМИ, содержащих социальную информацию как источников информации | Сам. работа | 5 | 28 | ПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
1.7. | Просмотр видеороликов социальной рекламы, созданных для телеэфира, и прослушаивания аудиороликов, звучащих в радиоэфире. Оценка аудио- и визуальных средств и эффекта воздействия. | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
1.8. | Просмотр видеороликов федеральных и региональных журналистов. Обсуждение в диалоговой форме. | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Культурно-просветительские проекты в медиасфере. | ||||||
2.1. | Социальный заказ: механизмы формирования, распределения и реализации | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Механизмы проведения социальной акции | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Посещение социально значимого мероприятия. Работа с источниками, сбор информации, создание авторского текста в реальном времени. Погружение в процесс: один день из жизни социального журналиста: от идеи до публикации. | Сам. работа | 5 | 40 | ПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Социальная журналистика | ||||||
3.1. | Основные подходы к определению понятия «социальная журналистика» | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Основные темы социальной журналистики | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 4. Реализация проектов, направленных на решение социальных проблем с помощью средств массовой информации | ||||||
4.1. | Освещение в российских СМИ таких социальных проблем как демография, социальное сиротство, наркомания, алкоголизм, ВИЧ-инфекция | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
4.2. | Специфика освещения социальной проблематики в современных средствах массовой информации (работа с героями социальных сюжетов: правила и особенности, выбор тона публикации, подбор фотоматериала, подбор аудиовизуальных и выразительных средств, согласование материала, особенности социальных программ и роликов на телевидении и радио) | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
4.3. | Ролевая игра, включающая презентацию | Сам. работа | 6 | 21 | ПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
4.4. | Социальная реклама | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
4.5. | Рыночная реклама | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
4.6. | Тематические особенности социальной рекламы | Лабораторные | 6 | 4 | ПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 5. Социальные проекты в журналистике | ||||||
5.1. | Модель и план социального проекта | Лабораторные | 6 | 10 | ПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
5.2. | Презентационный материал для реализации социального проекта | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Курсовой проект (тема разрабатывается в ходе посещения студентами практических занятий и выполнения самостоятельной работы). |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лазутина Г. | Профессиональная этика журналиста : Учеб. для вузов | М. : Аспект Пресс, 2011 | |
Л1.2 | Под ред. Я.Н.Засурского | Средства массовой информации России. : Учебное пособие | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | О. Н. Колесникова | Социальное проектирование и прогнозирование : учебное пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Медиапланирование: теория и практика | Бузин, В.Н.: учебное пособие | Юнити-Дана, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114785 |
Л2.3 | А. Черных | Мир современных медиа: | Издательский дом «Территория будущего», 2007 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84955 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Ассоциация корпоративных медиа России | www.corpmedia.ru | ||
Э2 | Библиотека журналиста | journalism.narod.ru | ||
Э3 | Лаборатория Силамедиа — практические курсы для тех, кто осваивает мир медиа и коммуникаций | silamedialab.ru | ||
Э4 | Курс Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
Э5 | Электронный курс "Социальное проектирование в СМИ" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Power Point 2010 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лабораторные занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Для курсового проекта предусмотрено учебно-методическое пособие. См. приложение |