МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальное проектирование в средствах массовой информации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-3-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 111
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 19 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 18 18 24 24 42 42
Сам. работа 90 90 21 21 111 111
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 72 72 180 180

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Манскова Е.А.;к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.;к.ф.н., доцент, Чутчева А.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., професор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Социальное проектирование в средствах массовой информации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Социальное проектирование в СМИ» являются формирование базовых представлений о принципах и методиках социального проектирования в сфере СМИ, а также практических навыков разработки общественно значимых проектов с выраженной медийной составляющей.
Исходя из этого, основными задачами изучения данной дисциплины являются: ознакомление с понятием социального проектирования в применении к сфере СМИ и с направлениями проективной деятельности журналиста; овладение методами и технологиями социального проектирования; приобретение навыков разработки и реализации социально-медийных проектов и привлечения к сотрудничеству со СМИ представителей различных организаций и сегментов общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ дляразмещения на различных мультимедийных платформах
ПК-4 способность разрабатывать локальный авторский медиапроект, участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методику работы с различными мультимедийными форматами сетевого контента, принципы и методику разработки медиапроектов
3.2.Уметь:
3.2.1.работать с информацией в мультимедийной среде, адаптировать информацию для различных мультимедийных платформ, анализировать и моделировать медиапроекты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками медиапроектирования, навыками работы с онлайновыми интернет-ресурсами, позволяющими создавать материалы в различных мультимедийных жанрах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальное проектирование в журналистике. Профессионально-ориентационные проекты в сфере журналистики, привлечение молодежи к журналистскому образованию
1.1. Специфика социального проектирования в России: зарождение, развитие, функционирование Лабораторные 5 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.2. Социальный проект как прецедент решения социальной проблемы Лабораторные 5 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.3. Цели и задачи социальных проектов? Адресаты социальных проектов? Лабораторные 5 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.4. Этап реализации проекта. Составление предложений по проекту. Поиск деловых партнеров. Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов. Проведение плановых мероприятий. Корректировка хода реализации проекта. Лабораторные 5 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.5. Конкурсы социально значимых проектов за рубежом и в России Лабораторные 5 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.6. Анализ СМИ, содержащих социальную информацию как источников информации Сам. работа 5 28 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.7. Просмотр видеороликов социальной рекламы, созданных для телеэфира, и прослушаивания аудиороликов, звучащих в радиоэфире. Оценка аудио- и визуальных средств и эффекта воздействия. Сам. работа 5 12 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.8. Просмотр видеороликов федеральных и региональных журналистов. Обсуждение в диалоговой форме. Сам. работа 5 10 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Культурно-просветительские проекты в медиасфере.
2.1. Социальный заказ: механизмы формирования, распределения и реализации Лабораторные 5 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.2. Механизмы проведения социальной акции Лабораторные 5 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.3. Посещение социально значимого мероприятия. Работа с источниками, сбор информации, создание авторского текста в реальном времени. Погружение в процесс: один день из жизни социального журналиста: от идеи до публикации. Сам. работа 5 40 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Социальная журналистика
3.1. Основные подходы к определению понятия «социальная журналистика» Лабораторные 5 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.2. Основные темы социальной журналистики Лабораторные 5 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Реализация проектов, направленных на решение социальных проблем с помощью средств массовой информации
4.1. Освещение в российских СМИ таких социальных проблем как демография, социальное сиротство, наркомания, алкоголизм, ВИЧ-инфекция Лабораторные 6 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.2. Специфика освещения социальной проблематики в современных средствах массовой информации (работа с героями социальных сюжетов: правила и особенности, выбор тона публикации, подбор фотоматериала, подбор аудиовизуальных и выразительных средств, согласование материала, особенности социальных программ и роликов на телевидении и радио) Лабораторные 6 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.3. Ролевая игра, включающая презентацию Сам. работа 6 21 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.4. Социальная реклама Лабораторные 6 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.5. Рыночная реклама Лабораторные 6 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.6. Тематические особенности социальной рекламы Лабораторные 6 4 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Социальные проекты в журналистике
5.1. Модель и план социального проекта Лабораторные 6 10 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
5.2. Презентационный материал для реализации социального проекта Лабораторные 6 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Курсовой проект (тема разрабатывается в ходе посещения студентами практических занятий и выполнения самостоятельной работы).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лазутина Г. Профессиональная этика журналиста : Учеб. для вузов М. : Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Под ред. Я.Н.Засурского Средства массовой информации России. : Учебное пособие М.: Аспект Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. Н. Колесникова Социальное проектирование и прогнозирование : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Медиапланирование: теория и практика Бузин, В.Н.: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114785
Л2.3 А. Черных Мир современных медиа: Издательский дом «Территория будущего», 2007 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84955
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ассоциация корпоративных медиа России www.corpmedia.ru
Э2 Библиотека журналиста journalism.narod.ru
Э3 Лаборатория Силамедиа — практические курсы для тех, кто осваивает мир медиа и коммуникаций silamedialab.ru
Э4 Курс Moodle portal.edu.asu.ru
Э5 Электронный курс "Социальное проектирование в СМИ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Power Point 2010

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лабораторные занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Для курсового проекта предусмотрено учебно-методическое пособие. См. приложение