МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальные сети и журналистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_04_02_ЖТиММР-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.;к.ф.н., доцент, Чутчева А.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Социальные сети и журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Социальные сети и журналистика» расширяет знания и компетенции студентов в области современных технологий производства и распространения медиаконтена на различных медиаплатформах.
• Целями освоения дисциплины «Социальные сети и журналистика» являются: формирование у студентов базовых теоретических и практических знаний, необходимых для осуществления задач, связанных с работой в социальных сетях;
• развитие интереса к области использования социальных медиа в деятельности, связанной с коммуникациями, и исследованию процессов в социальных медиа, а также стимулирование творческого подхода к работе в этой области;
• формирование знаний и умений пользования современного инструментария при работе с социальными сетями, в частности, используемого для размещения контента, продвижения журналистских материалов в пространство глобальной коммуникации и решения творческих задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 Способен отбирать и внедрять в процесс медиапроизводства современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии
ПК-2 Способен осуществлять авторскую деятельность любого характера и уровня сложности с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.глобальные тенденции модернизации технического оборудования, программного обеспечения и расходных материалов, необходимых для осуществления профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществлять регулярный мониторинг тем и проблем информационной повестки дня; формировать круг героев, свидетелей, экспертов для создания журналистских текстов (или) продуктов любого уровня сложности и изучает полученные сведения; анализировать релевантную информацию из доступных документальных источников, адаптировать возможности новых стационарных и мобильных цифровых устройств к профессиональной деятельности журналиста
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками контроля достоверности и полноты полученной информации, систематизации фактов и мнений; навыками разработки оригинальных творческих решений; навыками подготовки публикаций журналистских текстов (или) продуктов любого уровня сложности с учетом требований конкретной редакции СМИ или другого медиа

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальные сети: общая характеристика
1.1. Социальные сети как конкурент традиционных медиа Лекции 3 2 ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1
1.2. Методы продвижения бренда редакции СМИ в социальных сетях Практические 3 2 ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1
1.3. Особенности сетевой коммуникации Лекции 3 2 ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1
1.4. Специфика и методы SMM Лекции 3 2 ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1
1.5. Доклад о популярном журналисте-блогере и его аккаунтах в социальных сетях Сам. работа 3 4 ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Взаимодействие социальных сетей со средствами массовой информации
2.1. Место социальных сетей в медиапространстве журналистики. Методы журналистской работы с социальными сетями Лекции 3 4 ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1
2.2. Транформация журналисткой деятельности в социальных сетях Лекции 3 2 ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1
2.3. Анализ изданий Алтайского края и города Барнаула по использованию ресурсов различных социальных сетей Практические 3 4 ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1
2.4. Правовые и нравственные правила ведении блога, профессиональные стандарты журналистской профессии Практические 3 4 ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1
2.5. Создание группы в социальных сетях и методы ее продвижения Сам. работа 3 30 ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 3. Субъекты сетевого коммуницирования в медиапространстве журналистики
3.1. "Мудрость толпы" в создании, редактировании и распространении контента Лекции 3 2 ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1
3.2. Влияние активности сетевой аудитории на информационную повестку дня Лекции 3 2 ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1
3.3. Краудсорсинг, краундфандинг и методы монетизации контента в соц. сетях Практические 3 4 ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1
3.4. Конспект книги Н. Лумана "Реальность масс-медиа" Сам. работа 3 17 ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1
3.5. Экзамен 3 27 ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Киселёв, А.Г. Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436719
Л1.2 Мансурова, Валентина Дмитриевна Социальные сети и СМИ : учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/3356
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. М.М.Лукиной Интернет-СМИ: Теория и практика: Учебное пособие М.: Аспект Пресс, 2011
Л2.2 Алексеева А. О. и др.; под ред. М. М. Лукиной. Интернет – СМИ: теория и практика :: учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
Л2.3 Мансурова, Валентина Дмитриевна Социальные ориентиры сервильной журналистики : монография Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/804
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э2 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на специфику взаимодействия средств массовой информации с субъектами сетевого пространства в социальных сетях; основные принципы создания современных медиатекстов для социальных сетей как одной из разновидностей медийных платформ; профессиональные стандарты и особенности работы журналиста и средств массовой информации в социальных сетях. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом работы конкретных региональных СМИ в социальных сетях следует учитывать социальную значимость темы, размещенной публикации, ее мультимедийную составляющую, наличие / отсутствие интерактивных технологий, выявлять основные методы продвижения. Важно обращать внимание на основные принципы адаптации журналистской публикации к ленте в социальной сети.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.