МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Кочевые империи Центральной Азии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz51_03_04_Музеология-4-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 168
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 168 168 168 168
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Тишкин А.А.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рабочая программа дисциплины
Кочевые империи Центральной Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению под-готовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2016 г. №788

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью освоения учебной дисциплины «Кочевые империи Центральной Азии» является знакомство бакалавров с культурно-историческими процессами, которые происходили в Центральной Азии в период формирования и развития кочевых империй, находившихся в постоянном контакте с Китаем.
Задачи:
сформировать представление о кочевых империях и их роли в истории Азии;
– познакомить с основными источниками, характеризующими кочевой мир;
– продемонстрировать исторические судьбы этносов Центральной Азии от аржано-майэмирского до монгольского времени;
– представить опыт периодизации истории Азии;
объяснить общее и особенное во взаимоотношениях кочевых объединений с Китаем на разных этапах древней и средневековой истории;
изложить современные подходы при изучении номадизма;
подготовить к научно-исследовательской работе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способность к оформлению результатов научных исследований: научных отчетов, обзоров, аналитических справок и пояснительных записок
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные понятия дисциплины;
– содержание рекомендованной литературы и специфику имеющихся источников;
– современные теории о номадизме и кочевых империях;
– краткую историю народов Центральной Азии с конца IX в. до н.э. до XIV в. н.э. и результаты их контактов с Китаем;
– периодизацию древней и средневековой истории Азии;
– основные подходы и направления политики Китая по отношению к кочевым объединениям Центральной Азии на разных исторических этапах.
3.2.Уметь:
3.2.1.– работать с различными видами источников и критически анализировать их;
– составлять библиографические списки и выявлять необходимую информацию из публикаций;
– использовать полученные сведения в ходе дальнейшего обучения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– поиска информации в интернете;
– использования правил библиографического описания;
– применения понятийно-терминологического аппарата истории.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Кочевые империи Центральной Азии в эпоху древности
1.1. Краткая история изучения древних и средневековых кочевников Центральной Азии. Основные теории о номадизме. Кочевой мир и Китай. Лекции 5 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Характеристика ранних кочевников в «Исторических записках» Сыма Цяня (135–67 гг. до н.э.). Краткий обзор других письменных источников Сам. работа 5 6 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Народы Центральной Азии в аржано-майэмирское и скифо-сакское время. Архаичные формы кочевых империй. Юэчжи: кочевая империя и ее судьба Сам. работа 5 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. «Оленные» камни – этносоциальные показатели и источники для реконструкции духовной и материальной культуры скотоводческих племен Центральной Азии Сам. работа 5 8 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Имперская конфедерация Хунну Сам. работа 5 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Краткая история изучения хунну. Вклад Ю.Д. Талько-Грынцевича. Результаты экспедиции под руководством П.К. Козлова. Археологические раскопки в советское время. Современные исследования и дальнейшие перспективы Сам. работа 5 12 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Сяньбийская держава. Жужанский каганат и его отношения с Китаем Сам. работа 5 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.8. Социальная организация, специфика хозяйства и материальная культура сяньби Сам. работа 5 10 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Социальная структура и динамика политической организации жужжаней Сам. работа 5 10 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Археологические и письменные источники по истории кочевых империй Центральной Азии: основные аспекты изучения Практические 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.11. Археология Центральной Азии аржано-майэмирского времени Сам. работа 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.12. Археология Центральной Азии скифо-сакского времени Сам. работа 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.13. Археологические памятники Хунну. История и результаты их изучения Сам. работа 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Кочевые империи Центральной Азии в эпоху средневековья
2.1. Тюркские каганаты Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Тюрки на Алтае. Поэтапное развитие тюркской культуры как отражение военно-политической и этносоциальной ситуации в Центральной Азии и на сопредельных территориях. Результаты археологических исследований Сам. работа 5 12 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. Уйгурский каганат. «Эпоха кыргызского великодержавия» Сам. работа 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.4. Ордубалык – столица уйгуров Сам. работа 5 10 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.5. Культура енисейских кыргызов и этапы ее развития Сам. работа 5 14 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.6. Образование государства Западное Ляо. «Цепная миграция племен». Найманы Сам. работа 5 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.7. Кидани и их роль в истории Центральной Азии Сам. работа 5 12 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.8. Образование государства Западное Ляо (Кара-Киданьское ханство). Краткая политическая история Сам. работа 5 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.9. Татаро-монгольские завоевания в Азии и Европе Сам. работа 5 10 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.10. Монгольская империя Сам. работа 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.11. Особенности археологических памятников тюрок Центральной Азии Практические 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.12. Кыргызская археологическая культура Южной Сибири: основные концепции формирования и развития Сам. работа 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.13. Археологические памятники Центральной Азии монгольского времени Сам. работа 5 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.14. Города Центральной Азии в период господства кочевых империй Сам. работа 5 12 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.15. История взаимоотношений Китая и кочевых империй Центральной Азии Сам. работа 5 12 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.16. Проблемы изучения археологических комплексов Центральной Азии сяньбийско-жужаньского времени Сам. работа 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Основные этапы изучения истории кочевников поздней древности и средневековья.
2. Теории о номадизме и их современная оценка.
3. Определение и характеристика кочевой империи.
4. Письменные и археологические источники о кочевниках Центральной Азии: проблемы их соотношения и перспективы дальнейшего изучения.
5. Аржано-майэмирское время на территории Южной Сибири. Аржан – долина царей.
6. Этнокультурная ситуация в Южной Сибири в скифо-сакский период. Пазырык.
7. Юэчжи. Первая архаичная империя и ее судьба.
8. Саки, усуни, ухуани и другие народы Азии. Краткая характеристика.
9. История изучения хунну. Открытие и раскопки погребальных комплексов хунну. Современные исследования.
10. Проблемы этногенеза хунну. Хунну и юэжчи. Модэ и легенда о его возвышении. Становление империи Хунну.
11. Особенности кочевого скотоводства. Экономическая основа системы жизнеобеспечения. Социальная организация хунну.
12. История взаимоотношений империй Хунну и Хань.
13. Сяньби и создание кочевой империи.
14. Образование и история Жужанского каганата. Внешняя политика и особенности отношений с Китаем.
15. Социальная организация жужаней. Титулы жужанских каганов. Материальная и духовная культура жужаней
16. Основные гипотезы происхождения тюрок. Легенда о роде Ашина.
17. Создание Первого (Великого) тюркского каганата и завоевательные походы тюрок.
18. Западно-тюркский и Восточно-тюркский каганаты. Социальная организация, материальная и духовная культура тюрок.
19. Поэтапное развитие тюркской культуры на Алтае.
20. История Уйгурского каганата.
21. «Кыргызское великодержавие».
22. Причины образования государства Западное Ляо и его последствия.
23. Найманов в истории племен Центральной Азии.
24. Чингис-хан и его роль в создании монгольской государственности. Татаро-монгольские завоевания (краткая характеристика).
25. Правление Хубилая и создание нового государства Юань.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Рефераты:
Основные теории о номадизме
Понятие «кочевая империя»
Этнокультурная ситуация на территории Южной Сибири в скифо-сакское время
Проблема происхождения тюрок
Кидани и их роль в истории Центральной Азии
Эссе:
Кочевые империи и земледельческий мир
Проблемы выявления зоны расселения юэчжей
Модэ и легенда о его возвышении
Роль личности в формировании кочевых империй
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
К зачету допускаются студенты-бакалавры, выполнившие задания в системе ЭУМКД, не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий и успешно выполнившие тестовые задания
Зачет призван оценить работу студента-бакалавра по курсу «Кочевые империи Центральной Азии», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, наличие навыков самостоятельной работы.
При изучении представленных материалов и указанной литературы, а также при формировании ответов на вопросы итоговой аттестации, следует ориентироваться на содержание учебной дисциплины. Для этого необходимо ознакомиться с основными проблемами, являющимися предметом обсуждения, и составить краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы при подготовке к зачету. Важной частью данного процесса является знание понятий и терминов в системе излагаемых тем. Перед началом такой работы рекомендуется просмотр видеолекций и презентаций.

По темам пропущенных лекций студент-бакалавр готовиться самостоятельно, а затем демонстрирует результаты своей подготовки в письменной форме по вопросам заданий, указанных в ЭУМКД, и представив эссе с указанием использованной литературы.
Письменные задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускаются плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то все они не оцениваются. Выполненные задания, получившие оценку менее чем 50 баллов, не считываются удовлетворительными и должны быть доделаны.

К выполнению тестовых заданий следует приступать после завершения изучения каждой темы дисциплины. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией.

Фонд оценочных средств для контроля успеваемости студентов-бакалавров по дисциплине «Кочевые империи Центральной Азии» включает следующие виды и формы контроля: письменные ответы на задания в системе ЭУМКД (http://portal.edu.asu.ru/mod/page/view.php?id=52077); тесты, включая итоговый, зачет. В ходе устного ответа важным является изложение теоретических основ дисциплины, знание периодизации истории и этнокультурной ситуации на каждом этапе формирования кочевых империй.



ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Основным направлением внешних контактов кочевников Центральной Азии являлся ...
Дать развернутый ответ:

2. «Царский» курган Аржан-1 относится
Выберите один ответ:
к раннему средневековью
к раннескифскому времени
к пазырыкскому времени
к тюркскому времени

3. Распад государства Восточное Чжоу завершился
Выберите один ответ:
в 209 г. до н.э.
в 750 г. до н.э.
в 840 г. н.э.
в 552 г. н.э.

4. Наибольшее влияние на социально-политические процессы, происходившие в обществе номадов Центральной Азии в раннескифское время, оказывал(а)
Выберите один ответ:
Индия
Китай
Япония
Византия

5. Бийкенская археологическая культура (Алтай) относится
Выберите один ответ:
к монгольскому времени
к сяньбийскому времени
к раннескифскому времени
к пазырыкскому времени

6. Расположение курганов микроцепочками, погребальная камера в виде могильной ямы (порой довольно глубокой) с подбоем и каменным заслоном или с каменным ящиком, наличие кольцевых выкладок по периметру насыпи или отсутствие каменной наброски – все это характерные признаки памятников
Выберите один ответ:
майэмирской культуры
пазырыкской культуры
булан-кобинской культуры
тюркской культуры

7. Материалы из раскопок курганов скифской эпохи, осуществленных В.В. Радловым, демонстрируются
Выберите один ответ:
в Горно-Алтайском краеведческом музее
в Музее Востока
в Государственном историческом музее
в Государственном Эрмитаже

8. «Царские» курганы скифской эпохи Башадар и Туэкта находятся
Выберите один ответ:
в Центральном Алтае
в Южном Алтае
в Казахстане
в Монголии

9. «Цепочки» курганов, вытянутых преимущественно в направлении юг–север, характерны для обряда населения
Выберите один ответ:
майэмирской культуры
пазырыкской культуры
булан-кобинской культуры
тюркской культуры

10. Расцвет кочевой империи Хунну относится
Выберите один ответ:
к I в. до н.э.
ко II в. до н.э.
к IV в. до н.э.
к III в. до н.э.

11. Разделение хунну на северных и южных произошло
Выберите один ответ:
в 48 г. н.э.
в 840 г. н.э.
в VII в. до н.э.
в 209 г. до н.э.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мартынов А.И. Археология: Учебник для академического бакалавриата М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
Л1.2 авт.-сост. А.А. Тишкин, Н.Н. Серегин Общие вопросы изучения археологии России: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ганиев Р. Т. Россия и Центральная Азия с древнейших времен и до современности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Уральского университета, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал «Археология Алтая» // http://archaeology.asu.ru
Э2 Кочевые империи Центральной Азии: электронный курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-аналитический портал «Археология Алтая:
www.archeology.asu.ru
Библиографическая ссылка: общие требования и правила составления (ГОСТ Р 7.0.5. 2008). – М.: Стандартинформ, 2008: http://chetvericov.ru/zametki/gost-r-7-0-5-2008/#.UUXKm5dVJ2A
Библиографическая запись. Библиографическое описание. (ГОСТ 7.1. – 2003). – М.: ИПК Издательство стандартов, 2004:
http://www.docme.ru/doc/90005/gost-bibliograficheskoe-opisanie

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении представленных материалов и указанной литературы, а также при формировании ответов на вопросы итоговой аттестации, следует ориентироваться на содержание учебной дисциплины. Для этого необходимо ознакомиться с основными проблемами, являющимися предметом обсуждения, и составить краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы при подготовке к зачету. Важной частью данного процесса является знание понятий и терминов в системе излагаемых тем. Перед началом такой работы рекомендуется просмотр видеолекций и презентаций.

По темам пропущенных лекций студент-бакалавр готовиться самостоятельно, а затем демонстрирует результаты своей подготовки в письменной форме по вопросам заданий, указанных в ЭУМКД, и представив эссе с указанием использованной литературы.
Письменные задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускаются плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то все они не оцениваются. Выполненные задания, получившие оценку менее чем 50 баллов, не считываются удовлетворительными и должны быть доделаны.

К выполнению тестовых заданий следует приступать после завершения изучения каждой темы дисциплины. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией.


Фонд оценочных средств для контроля успеваемости студентов-бакалавров по дисциплине «Кочевые империи Центральной Азии» включает следующие виды и формы контроля: письменные ответы на задания в системе ЭУМКД (http://portal.edu.asu.ru/mod/page/view.php?id=52077); тесты, включая итоговый, зачет. В ходе устного ответа важным является изложение теоретических основ дисциплины, знание периодизации истории и этнокультурной ситуации на каждом этапе формирования кочевых империй.
При изучении представленных материалов и указанной литературы, а также при формировании ответов на вопросы итоговой аттестации, следует ориентироваться на содержание учебной дисциплины. Для этого необходимо ознакомиться с основными проблемами, являющимися предметом обсуждения, и составить краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы при подготовке к зачету. Важной частью данного процесса является знание понятий и терминов в системе излагаемых тем. Перед началом такой работы рекомендуется просмотр видеолекций и презентаций.

По темам пропущенных лекций студент-бакалавр готовиться самостоятельно, а затем демонстрирует результаты своей подготовки в письменной форме по вопросам заданий, указанных в ЭУМКД, и представив эссе с указанием использованной литературы.
Письменные задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускаются плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то все они не оцениваются. Выполненные задания, получившие оценку менее чем 50 баллов, не считываются удовлетворительными и должны быть доделаны.

К выполнению тестовых заданий следует приступать после завершения изучения каждой темы дисциплины. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией.

Фонд оценочных средств для контроля успеваемости студентов-бакалавров по дисциплине «Кочевые империи Центральной Азии» включает следующие виды и формы контроля: письменные ответы на задания в системе ЭУМКД; тесты, включая итоговый, зачет. В ходе устного ответа важным является изложение теоретических основ дисциплины, знание периодизации истории и этнокультурной ситуации на каждом этапе формирования кочевых империй.