МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ономастика трансграничья

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_ЯПП-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.филол.н., профессор, Дмитриева Л.М.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Ономастика трансграничья

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель:
Курс ставит своей задачей освещение широкого круга проблем: общетеоретические(происхождение имен собственных, их значение, место и функционирование в системе языка), и практические вопросы (сложности написания и чтения имен, фамилий,псевдонимов и географических названий, особенности транскрипции и передачи на русский язык имен собственных с китайского языка).
Основной акцент сделан на лингвистические особенности антропонимов и топонимов и практические вопросы, например, отдельные сложности написания, чтения и употребления имен в разных языках.
Задачи:
сформировать у студентов представление об ономастике;
познакомить с основными факторами формирования ономастической системы региона, как лингвистическими, так и экстралингвистическими;
сформировать представление об основных этапах процесса номинации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 владением навыками участия в работе научных коллективов, проводящих филологические исследования
ПК-10 способностью к созданию, редактированию, реферированию систематизированию и трансформации (например, изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Различия между именем собственным и нарицательным.
Основные ономастические термины.
Основные пути перехода имен нарицательных в собственные и наоборот.
Основные особенности собственных имен (онимов), ономастики как науки;
ознакомить студентов с системами антропонимии и топонимии стран изучаемого региона (Китай, Монголия)
3.2.Уметь:
3.2.1.Определять, пользуясь справочной литературой и указателем литературы, этимологию имен собственных.
применять методы исследования, используемыми в ономастической науке;
давать филологический комментарий процессу наименования чего/кого-либо
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Работать с научной литературой и указателями литературы по ономастике
владеть навыками решения прикладных задач, связанных с ономастическим материалом

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Ономастика. Специфика, особенности употребления.
1.1. Лекции 1 4
Раздел 2. Методы ономастических исследований.
2.1. Практические 1 4
2.2. Сам. работа 1 20 ПК-10
Раздел 3. Ономастические системы народов мира. Русская ономастика
3.1. Практические 1 4
3.2. Сам. работа 1 20 ПК-10
Раздел 4. Принципы номинации в ономастике
4.1. Практические 1 4 Л2.2
4.2. Сам. работа 1 10 ПК-4
Раздел 5. Принципы номинации в топонимике
5.1. Практические 1 4 ПК-4 Л2.1, Л1.1
5.2. Сам. работа 1 10
Раздел 6. Способы и средства номинации имен собственных
6.1. Сам. работа 1 28 ПК-4, ПК-10 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине находится в Приложениях
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине находится в Приложениях
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС по дисциплине находится в Приложениях

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л.М. Дмитриева Топонимика Западной Сибири. Материалы к лекционному курсу. Ч.1. Западная Сибирь : Барнаул, 2005
Л1.2 Л.М. Дмитриева Топонимика Западной Сибири. Материалы к лекционному курсу. Ч.2. Западная Сибирь : Барнаул, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л.М. Дмитриева Ойконимический словарь Алтая : Барнаул, 2001
Л2.2 Дмитриева Л.М. Топонимическая картина мира: отражение мифологического сознания / Дмитриева Л.М. // Русское социальное и культурное пространство. Духовные константы и социальные технологии: статья Русское социальное и культурное пространство. Духовные константы и социальные технологии.– Барнаул, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ономастика. Большая Российская энциклопедия bigenc.ru
Э2 Ономастика России www.onomastika.ru
Э3 Афанасьев О.Е. Картография и топонимика: методология регионального подхода к изучению [Электронный ресурс]/ Псковский регионологический журнал. - 2007 cyberleninka.ru
Э4 Путешествия по городам России и зарубежья. Топонимика городов towntravel.ru
Э5 Топонимика Алтайского края www.hintfox.com
Э6 Ономастика [Электронный ресурс]/ Лингвистический энциклопедический словарь les.academic.ru
Э7 Что такое ономастика [Электронный ресурс]/ Ономастика России www.onomastika.ru
Э8 РУССКАЯ ОНОМАСТИКА И ОНОМАСТИКА РОССИИ. Словарь / под редакцией академика РАН О. Н. Трубачева. - М. «ШКОЛА-ПРЕСС», 1994 bibliotekar.ru
Э9 Хамаева Е.А. Осовременном состоянии ономастической терминологии в китайской и русской лингвистиках [Электронный ресурс]/ Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2009г. cyberleninka.ru
Э10 Балашова В. П. Годонимы китайского языка как объект изучения в современной топонимике [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 37. – С. 191–194. e-koncept.ru
Э11 Словарь китайских топонимов на территории советского Дальнего Востока. Часть 1 toponimika.ru
Э12 Словарь китайских топонимов на территории советского Дальнего Востока. Часть 2 toponimika.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации:
Аттестация по дисциплине проходит в форме зачета (устная форма).
Предусмотрены промежуточные формы контроля:
1 Реферирование статей
2 Подготовка доклада
3 Контрольная работа