МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Источниковедение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-3-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 24 24 24 24 48 48
Сам. работа 36 36 72 72 108 108
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, С.В. Цыб;к.и.н., доцент, Н.П. Иванова

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, С.П. Грушин

Рабочая программа дисциплины
Источниковедение

разработана в соответствии с ФГОС:
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 Антропология и этнология(уровень бакалавриата). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 августа 2014 г. №948

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- дать общее представление о месте и научно-исследовательских задачах источниковедения в изучении событий исторического прошлого;
- представить основные теоретические понятия исторического источниковедения;
- раскрыть конкретную исследовательскую методику исторического источниковедения;
- охарактеризовать главные группы источников по российской истории;
- показать причины эволюции форм и содержания российских источников в различные периоды отечественной истории;
- продемонстрировать познавательные возможности источниковедческого исследования в реконструкции событий исторического прошлого.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ПК-3 способностью использовать базовые знания в области источниковедения, историографии и методов исторического исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные разновидности источников российской истории и способы извлечения из них исторической информации;
- основные этапы формирования источниковой базы по истории России и изменения при переходе от одного этапа к другому;
- о роли и задачах критической оценки источников (влияние идеологии, фальсификации) при построении общеисторических выводов и формирования гражданской позиции.
3.2.Уметь:
3.2.1.- классифицировать письменные исторические источники;
- определять особенности их познавательных возможностей;
- критически оценивать информацию исторических источников и использовать ее в общеисторических реконструкциях;
- оценить достижения и недостатки предшествующих поколений исследователей в проведении источниковедческого исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками самостоятельной источниковедческой обработки источников по российской истории;
- методами ориентации в источниковой базе российской истории (в том числе информационными);
- методами построения оригинальных общеисторических выводов на основании критической оценки исторических источников и формирования собственной гражданской позиции;
- применения особого подхода к различным разновидностям исторических источников.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы источниковедения
1.1. Определение и научные задачи источниковедения Лекции 5 4 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Возникновение и развитие понятия «критика источника» Лекции 5 2 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Источники русской истории XI-XVII вв.
2.1. Научные задачи, категории и методы текстологии рукописных источников средневековья Лекции 5 2 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Русские летописи Практические 5 4 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Русские летописи Сам. работа 5 4 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. «Повесть временных лет» Практические 5 4 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Законодательные источники Лекции 5 2 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. «Русская Правда» Практические 5 4 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Судные грамоты и судебники Сам. работа 5 8 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Соборное Уложение Сам. работа 5 8 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Древнерусская литература Лекции 5 2 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Древнерусская агиография Практические 5 6 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.11. Древнерусская военно-историческая повесть и паломнические сочинения Сам. работа 5 8 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.12. Делопроизводственные документы Практические 5 4 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.13. Актовые грамоты Сам. работа 5 8 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.14. Документы писцового делопроизводства Практические 5 2 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Источники русской истории XVIII - начала ХХ в.
3.1. Законодательство эпохи абсолютной монархии Лекции 6 1 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Мемуарная литература Сам. работа 6 4 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Полное собрание законов и Свод законов Российской империи Сам. работа 6 4 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Важнейшие мемуарные сочинения Сам. работа 6 4 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Периодическая печать Практические 6 6 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Русские газеты начала ХХ в. Сам. работа 6 8 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.7. Делопроизводственная документация Практические 6 6 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.8. Публицистические сочинения Лекции 6 1 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.9. Министерское делопроизводство начала ХХ в. Сам. работа 6 4 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.10. Эпистолярные источники Сам. работа 6 2 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.11. Партийно-политические документы Сам. работа 6 2 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.12. Документы революционных партий второй половины XIX – начала ХХ в. Сам. работа 6 2 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.13. Дореволюционная статистика Сам. работа 6 2 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.14. Земская статистика Практические 6 4 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Источники русской истории ХХ – начала XXI в.
4.1. Советское законодательство Лекции 6 2 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Советские конституции Практические 6 4 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. «Война законов» в 80-90-е гг. ХХ в. и оформление российского законодательства Сам. работа 6 4 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.4. Делопроизводственная документация Лекции 6 2 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.5. Ведомственная инструктивная документация Сам. работа 6 2 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.6. Советская статистика Практические 6 2 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.7. Материалы переписи населения в СССР и РФ Сам. работа 6 4 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.8. Экономическая статистика Практические 6 2 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.9. Советская мемуаристика Лекции 6 2 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.10. Мемуарная литература конца ХХ – XXI в. Сам. работа 6 6 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.11. Партийно-политическая документация Сам. работа 6 2 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.12. Программы КПСС Сам. работа 6 4 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.13. Программы политический партий конца ХХ-начала XXI Сам. работа 6 2 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.14. Периодическая печать Лекции 6 4 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.15. Советские газеты Сам. работа 6 4 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.16. Новые черты в периодике конца ХХ-начала XXI в. Сам. работа 6 4 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.17. Эпистолярные источники Сам. работа 6 2 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.18. Письма времен Великой Отечественной войны Сам. работа 6 4 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.19. Новые формы исторических источников и методы работы с ними Сам. работа 6 2 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрена
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Полный перечень оценочных средств, в т.ч.банк тестовых вопросов, планы практических заданий и др. представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2662, примеры размещены в приложениии.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 сост. Н. П. Иванова Хрестоматия для практических занятий по источниковедению [электронный ресурс]: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 сост. Н. П. Иванова, С. В. Цыб Хрестоматия для практических занятий по источниковедению: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
Л1.3 И.Н. Данилевский, Д.А. Добровольский, Р.Б. Казаков и др. Источниковедение: учебное пособие Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2015 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.Н. Данилевский, Д.А. Добровольский, Р.Б. Казаков и др. Источниковедение: учебное пособие: Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Ю. А. Русина Методология источниковедения : учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/88D940AB-D5A8-49F6-B5E4-9188DB9110E8
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Источниковедение portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Более подробные методические рекомендации по подготовке к различным видам занятий, при освоении дисциплины и видам контроля (в том числе балльно-рейтинговая система оценивания) представлены на едином образовательном портале АГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2662.

Курс построен на сочетании двух форм деятельности (аудиторная и дистанционная). Аудиторно проводятся лекции и семинарские занятия, дистанционно организована самостоятельная работа студентов, в том числе некоторые формы контроля (тесты on-line, лекции on-line). Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов по дисциплине позволяет учитывать обе формы и отслеживать успеваемость студентов в ходе освоения дисциплины. Она включает несколько обязательных категорий заданий Лекции (on-line), Семинары (аудиторно), Тесты (on-line), Итоговый тест (on-line).

Категория ЛЕКЦИИ (on-line) состоит из 8 лекций (их можно быстро открыть через закладку с левой стороны экрана "Элементы курса" - Лекции), за каждую из которых можно набрать максимум 3 балла. В каждом семестре нужно выполнить 4 лекции (on-line). Всего по данной категории в одном семестре можно набрать минимум 10 баллов, максимум - 18. Баллы высчитываются по весу, поэтому, выполнив все лекции на 3 балла, вы автоматически набираете 18 баллов.

Лекция представляет собой текст лекции (содержательный контент) и несколько вопросов тестового типа (8-10), помещенных между отдельными подтемами лекции. Прочитав один фрагмент лекции, вы с легкостью сможете ответить на вопросы следующие за ним, т.к. вопросы связаны с этой подтемой. При правильном ответе на все вопросы лекции вы набираете максимальный балл - 3. Обратите внимание, что в ответах может быть несколько правильных ответов (множественный выбор), если вы не указываете хотя бы один из правильных ответов, то ответ считается неправильным. Внимательно читайте текст лекции, чтобы правильно отвечать на вопросы.

В лекциях выставлено ограничение: баллы за лекцию начисляются только, если вы ответили минимум на 3 вопроса правильно, во-вторых, если вы проходили лекцию не менее 20 минут. На прохождение одной лекции отводится 1 час. Количество попыток неограниченно, но в итоговую оценку за лекцию попадает средняя между выполненными попытками.

Категория ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (аудиторно) состоит из 5 практических занятий в каждом семестре, за каждый из которых можно набрать максимум 3 балла. Всего по данной категории можно набрать минимум - 20 баллов, максимум - 39 баллов. Баллы высчитываются по весу, поэтому, выполнив все семинары на 3 балла, вы автоматически наберете 39 баллов.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям:

При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:

Заведите рабочую тетрадь для записей.
Прочтите материал предложенный для подготовки к практическому занятию. Можно привлекать дополнительный материал, если вы уверены, что он подходит для данной темы.
Выделите и выпишите главные, на ваш взгляд, мысли по каждому фрагменту (опорные тезисы).
Проверьте, нашли ли вы ответы на вопросы, вынесенные на практическое занятие.
Появились ли у вас собственные вопросы, связанные с каким то фрагментом. Обязательно запишите их на полях.
Придумайте или вспомните из собственной практики примеры, демонстрирующие ваше понимание приведенных тем или иным автором высказываний. Обязательно запишите их. Они будут обсуждаться на занятии.
Выполните конкретное практическое задание, которое сформулировано в каждой теме.
Оставляйте место для уточнения каких-либо моментов или записи новых формулировок.

К конце ОБЯЗАТЕЛЬНО сформулируйте три (и более) основные идеи, которые могут пригодиться вам для дальнейшей работы (например, для вашей НИР). Или придумайте историю, как эти знания могут пригодиться на практике.


Категория ТЕСТЫ состоит из 5 тестов (on-line) в каждом семестре, за каждый из которых можно набрать максимум 3 балла. Всего по данной категории можно набрать минимум 10 баллов, максимум - 18. Баллы высчитываются по весу, поэтому, выполнив все тесты на 3 балла, вы автоматически набираете 18 баллов.

Перед прохождением тестов настоятельно рекомендуется познакомиться с материалами лекций, практических занятий, интернет-ресурсами, ссылки на которые представлены в курсе и иными материалами, выложенными в курсе по теме конкретного теста.
Тест представляет собой 10 тестовых заданий разного типа (выбор одиночный или множественный, вопросы на соответствие, верно/неверно, вписать ответ). На прохождение одного теста обычно отводится 10 минут. Количество попыток неограниченно, но в итоговую оценку за конкретный тест попадает средняя между выполненными попытками. ВАЖНО! При повторной попытке вопросы в тесте могут измениться, выставлен параметр случайный выбор вопроса.

Категория ИТОГОВЫЙ ТЕСТ (on-line) состоит из 1 теста, за который можно набрать минимум 10 баллов, максимум - 15.

Итоговый тест состоит из 30 вопросов разных тем курса (случайный выбор вопроса из разных тем), на выполнение которых отводится 30 минут. Количество попыток неограниченно, но в итоговую оценку за итоговый тест попадает средняя между выполненными попытками. ВАЖНО! При повторной попытке вопросы в тесте могут измениться (!!!), выставлен параметр случайный выбор вопроса.

В курсе возможно заработать дополнительные баллы (до 10 баллов), выполнив индивидуальное задание преподавателя. Чтобы получить индивидуальное задание, нужно либо написать сообщение преподавателю в moodle, в котором указываете следующую информацию: ФИО, № группы, название вашего курса, который вы проходите - Источниковедение (для документоведов), суть вашей просьбы; либо обратившись к преподавателю лично.

Поскольку курс рассчитан на два семестра, то в нем предполагается два вида итогового контроля - зачет и экзамен.

Методические рекомендации по подготовке к ЗАЧЕТУ:

Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. Необходимо учесть, что выполнение заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные разделы учебников, учебных пособий и научные работы. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время при подготовке непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Оценка (зачтено/не зачтено) может быть получена студентом по результатам текущего и рубежного рейтингового контроля. В случае несогласия с полученной оценкой студент может прийти на устный зачет, ответить вопросы билета. При этом итоговая оценка будет складываться из трех составляющих:

Итоговой оценки (зачет/не зачет) за работу в системе Moodle (по всем видам контроля).
Оценки (зачет/не зачет) за ответ на первый вопрос билета.
Оценки (зачет/не зачет)за ответ на второй вопрос билета.

На зачете требуется ответить на два вопроса. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 40 минут, на ответ - 20 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.