МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-3-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 77
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 77 77 77 77
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Социология

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (уровень бакалавриата). Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ 06.03.2015 №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., проф. Лукашевич Е.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. Лукашевич Е.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "социология" являются освоение основного теоретико-методологического содержания социологической области научного знания и закономерностей, объясняющих наиболее значимые явления и процессы общественной жизни.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.объект, предмет, место социологии в системе других наук об обществе, основные понятия социологии и методы социологического исследования, типологию, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуру социальных институтов и организаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике полученные знания и навыки, правильно ориентироваться в социальной действительности, в лабиринте социальных проблем, понимать социальную проблему, видеть ее социальные корни и последствия, т.е. научиться социологическому мышлению.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками интерпретации социальных явлений, технологиями определения структурных элементов общества и закономерностей их функционирования, навыками сравнительного анализа общественных явлений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии
1.1. Социальные условия возникновения социологии как новой науки об обществе. Изменение типа социального развития в Европе в середине VIII – начале XIX веков. Переход от традиционного общества к обществу индустриальному.Естественнонаучные предпосылки создания «социальной физики» и «социальной органики» Лекции 2 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Работа с терминами Сам. работа 2 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Социология как наука. Методы социологии
2.1. Понятие объекта науки, классификация наук по объекту. Специфика естественнонаучного, социального и гуманитарного знания. Предмет науки. Понятие научной парадигмы, полипарадигмальность социологии. Социология в системе наук об обществе. Структура социологического знания.Микро- и макросоциология. Функции социологии.Методы социологического исследования общества. Современные социологические теории Лекции 2 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Презентация на тему "Социология как наука. Методы социологии" Сам. работа 2 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Диалектика личности и общества. Культура как нормативно-регулятивная система
3.1. Общество как надприродная среда, понятие «социальное». Основные признаки социального. Социальные структуры и сферы жизни общества. Общество как субъект общественной жизни. Диалектика общества и личности. Лекции 2 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Понятия «человек», «индивид», «личность». Сущностные черты человека, характеристики личности. Культура как регулятивная система. Практические 2 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Социологическая концепция социальных статусов. Виды статусов: предписанные и приобретенные. Генеральный статус личности. Ролевые теории личности. Соотношение социального статуса и социальной роли.Социальный контроль, его составляющие. Лекции 2 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Индивидуальное домашнее задание Сам. работа 2 3 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Социальные статусы и социальные роли, социализация личности. Социальный контроль
4.1. Чтение дополнительной литературы Сам. работа 2 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Социальные институты и социальные организации. Процессы институционализации в обществе
5.1. Понятие «социальный институт». Институты как элементы социальной структуры. Структура социальных институтов, виды и типы институтов общественной жизни. Лекции 2 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.2. Понятие социальной организации. Процесс институционализации сфер общественной жизни, его этапы и необходимые условия Практические 2 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Социальные группы как элементы социальной структуры
6.1. Понятие «социальная группа». Связующая и опосредующая роль социальной группы в системе «личность – общество». Социально-групповая структура общества. Факторы, определяющие формирование социальных групп. Типология социальных групп Лекции 2 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 7. Социальная стратификация и социальная мобильность
7.1. Социальная стратификация как система неравенств в обществе. Понятия социальной дифференциации и социальной иерархии. Исторические стратификационные группы: касты, сословия, классы. Понятие «страта». Социальная стратификация и социальная структура. Основания и типы социальных стратификаций. Лекции 2 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
7.2. Социальная мобильность: понятие, виды, детерминанты мобильности. Индивидуальная и групповая мобильность, социальные «лифты» и социальные «барьеры» Практические 2 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 8. Социальная стратификация и социальная мобильность в СССР и постсоветской России
8.1. Социологические теории классов в России. Социальная дифференциация и социальная структура в советском обществе. Теория образования советской номенклатуры М.Восленского. Номенклатура и правящий класс. Социальное расслоение в постсоветском обществе.Основания и механизмы социальной мобильности в советском и постсоветском обществе Лекции 2 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
8.2. Мультимедийные презентации на тему "Социальная стратификация и социальная мобильность в СССР и постсоветской России" Сам. работа 2 16 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 9. Социальные конфликты, социальная напряженность, социальные движения
9.1. Определение понятия «социальный конфликт». Противоречие и конфликт. Конфликтология как отрасль социологического знания.Субъекты конфликта. Виды конфликтов. Структурная и процессуальная модели социальных конфликтов. Лекции 2 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
9.2. Особенности социально-экономических, социально-политических, национально-этнических и конфессиональных конфликтов в современной России. Источники социальной напряженности. Массовые действия, формы массового протеста Лекции 2 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
9.3. Сообщение на тему "Социальные конфликты, социальная напряженность, социальные движения" Сам. работа 2 16 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 10. Социальные изменения. Социокультурная динамика современности, Мировая система и процессы глобализации
10.1. Определение социальных изменений. Социальное развитие, его типы и виды: прогресс, регресс, эволюция, революция. Промышленные и научные революции, политические перевороты. Социальные революции и реформы. Социальная динамика общества. Процессы социокультурной глобализации в современном мире Практические 2 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
10.2. Доклад на тему "Социальные изменения. Социокультурная динамика современности, Мировая система и процессы глобализации" Сам. работа 2 35 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания

1. Понятие социологии, объект и предмет ее изучения. Социология в системе наук об обществе.
2. Становление социологического знания. Типы научности в социологии.
3. Структура социологии. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии.
4. Функции и практическое значение социологического знания.
5. Понятие общества. Общество как система.
6. Культура как регулятивная система, структура и функции культуры.
7. Диалектика взаимоотношений личности и общества. Проблема социальной субъектности.
8. Понятия «человек», «индивид», «личность» в социологическом знании.
9. Личность как субъект общественных отношений. Типология личностей по принципу конформности.
10. Социальная роль и социальный статус личности. Предписанный и приобретенный статус. Ролевые ожидания и ролевое исполнение.
11. Ролевые и статусные конфликты личности.
12. Формирование личности в процессе социализации: стадии, механизмы. Агенты социализации.
13. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Социальный контроль. Понятие аномии.
14. Понятие «социальный институт». Механизмы и формы институционализации общественной жизни.
15. Виды и функции социальных институтов. Понятие функции – дисфункции, явных и латентных функций.
16. Условия, необходимые для институционализации, развитие социальных институтов.
17. Институционализация религии, образования, политики, семейных отношений, экономики..
18. Этапы институционализации Формальные и содержательные признаки социальных институтов.
19. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Сословия, касты, «социальный класс», «элита», «страта» как стратификационные группы.
20. Экономические, политические и профессиональные основания стратификации. Вертикальное и горизонтальное расслоение общества.
21. Понятие социальной мобильности. Мобильность вертикальная и горизонтальная, индивидуальная и групповая.
22. Восходящая и нисходящая мобильность, социальные «лифты» и «барьеры».
23. Стратификационные модели общества, значение среднего класса для устойчивости общественной системы.
24. Социальная стратификация в Советской России, понятие «номенклатура».
25. Социальная стратификация современного российского общества.
26. Природа и сущность социальных конфликтов. Функции конфликта. Модели конфликта.
27. Динамика социальных конфликтов, этапы их протекания.
28. Специфика социально-экономических, социально-политических и межэтнических конфликтов. Массовые действия, акции массового протеста.
29. Программы поведения конфликтующих групп. Разрешение конфликта. Управление конфликтом.
30. Социальная устойчивость и социальное изменение. Социальное изменение и социальное развитие.
31. Причины и факторы социальных изменений. Инновации и традиции. Законы социального развития.
32. Типы социальных изменений: социальная эволюция и социальная революция, социальный «прогресс», социальный «регресс».
33. Социальные характеристики доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ.
34. Глобализация социальных процессов. Перспективы социальных процессов современности.
Практические задания к экзамену

Покажите на примерах значение социологического знания для регионоведов и для религиоведов
Выявите типичные противоречия региональных социальных групп в России
Приведите примеры, показывающие дисфункции руководства и лидерства в группе
Проведите сравнение РФ и США с позиций географического детерминизма
Проведите сравнение РФ и США с позиций экономического детерминизма
Проведите сравнение России и Европы позиций разности менталитетов
Покажите на примерах, какова роль сплоченности в образовании и функционировании социальных групп
Найдите примеры из художественной литературы позитивные и негативные влияния группового мнения на личность
Выявите и сформулируйте различи в образе жизни горожан и селян
Выявите истоки основных черт русской нации
Систематизируйте причины и факторы формирования национального менталитета
Проанализируйте межнациональные конфликты в современной России
Проанализируйте межнациональные конфликты в современной Европе
Проанализируйте межнациональные конфликты в современных США
Проанализируйте межрелигиозные конфликты в современной России
Проанализируйте межрелигиозные конфликты в современной Европе
Проанализируйте межрелигиозные конфликты на Ближнем Востоке
Покажите значение социальных институтов в процессе регулирования социальных отношений в обществе
Дополните перечень «грехов цивилизации» Конрада Лоренца
Покажите роль традиций, обычаев, обрядов в социализации личности
Приведите аргументы в ответе на вопрос: всегда ли девиация – социальное зло?
Смоделируйте будущее социального контроля в информационном обществе
Покажите, как трансформируется социальная структура в сетевом обществе
Покажите, как трансформируется социальная структура в информационном обществе

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. А.Ю. Мягкова Социология. Основы общей теории : учебное пособие Флинта, 2016 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=70385
Л1.2 сост. Т. А. Семилет Социология: что надо знать об обществе : учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/3449
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кухарчук, Д. В. Социология : учебное пособие для академического бакалавриата Юрайт, 2018 https://www.biblio-online.ru/bcode/413864
Л2.2 под ред. В.К. Батурина Социология : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436822
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» http://www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
Э3 Научная электронная библиотека elibrary http://elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
open office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические задания оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на семинарах.
Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной, в последнем случае они вносятся в автоматизированную систему Moodle.
Тестирование проводится с помощью автоматизированной программы Moodle.
81-100% ответов правильны, существенных ошибок нет, тест пройден своевременно - отлично
65-80% ответов правильны, или 81-100% ответов правильны , но тест выполнен несвоевременно- хорошо
а) тест выполнен своевременно; 51-65% ответов правильны, б) 65-80% ответов правильны, но тест выполнен несвоевременно удовлетворительно
тест выполнен несвоевременно; менее 50% ответов правильны - неудовлетворительно
2. При данной системе все знания, умения и навыки, приобретаемые студентами в результате изучения дисциплины, оцениваются в баллах. Оценка качества работы в данной системе является накопительной и используется для оценивания системной работы студентов в течение всего периода обучения
3. Результаты работы студентов фиксируются преподавателем в журнале успеваемости. По итогам работы в семестре студент может получить максимально 100 баллов.
4. Оценку студент получает в зависимости от набранной суммы баллов в течение семестра.
5. Итого: 100 баллов – максимально и 50 балл – минимально.