Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.03. Религиоведение |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_03_Р-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 77 | 77 | 77 | 77 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины "социология" являются освоение основного теоретико-методологического содержания социологической области научного знания и закономерностей, объясняющих наиболее значимые явления и процессы общественной жизни. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | объект, предмет, место социологии в системе других наук об обществе, основные понятия социологии и методы социологического исследования, типологию, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуру социальных институтов и организаций. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять на практике полученные знания и навыки, правильно ориентироваться в социальной действительности, в лабиринте социальных проблем, понимать социальную проблему, видеть ее социальные корни и последствия, т.е. научиться социологическому мышлению. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками интерпретации социальных явлений, технологиями определения структурных элементов общества и закономерностей их функционирования, навыками сравнительного анализа общественных явлений |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии | ||||||
1.1. | Социальные условия возникновения социологии как новой науки об обществе. Изменение типа социального развития в Европе в середине VIII – начале XIX веков. Переход от традиционного общества к обществу индустриальному.Естественнонаучные предпосылки создания «социальной физики» и «социальной органики» | Лекции | 2 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.2. | Работа с терминами | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 2. Социология как наука. Методы социологии | ||||||
2.1. | Понятие объекта науки, классификация наук по объекту. Специфика естественнонаучного, социального и гуманитарного знания. Предмет науки. Понятие научной парадигмы, полипарадигмальность социологии. Социология в системе наук об обществе. Структура социологического знания.Микро- и макросоциология. Функции социологии.Методы социологического исследования общества. Современные социологические теории | Лекции | 2 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.2. | Презентация на тему "Социология как наука. Методы социологии" | Сам. работа | 2 | 1 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 3. Диалектика личности и общества. Культура как нормативно-регулятивная система | ||||||
3.1. | Общество как надприродная среда, понятие «социальное». Основные признаки социального. Социальные структуры и сферы жизни общества. Общество как субъект общественной жизни. Диалектика общества и личности. | Лекции | 2 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
3.2. | Понятия «человек», «индивид», «личность». Сущностные черты человека, характеристики личности. Культура как регулятивная система. | Практические | 2 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
3.3. | Социологическая концепция социальных статусов. Виды статусов: предписанные и приобретенные. Генеральный статус личности. Ролевые теории личности. Соотношение социального статуса и социальной роли.Социальный контроль, его составляющие. | Лекции | 2 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
3.4. | Индивидуальное домашнее задание | Сам. работа | 2 | 3 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 4. Социальные статусы и социальные роли, социализация личности. Социальный контроль | ||||||
4.1. | Чтение дополнительной литературы | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 5. Социальные институты и социальные организации. Процессы институционализации в обществе | ||||||
5.1. | Понятие «социальный институт». Институты как элементы социальной структуры. Структура социальных институтов, виды и типы институтов общественной жизни. | Лекции | 2 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.2. | Понятие социальной организации. Процесс институционализации сфер общественной жизни, его этапы и необходимые условия | Практические | 2 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 6. Социальные группы как элементы социальной структуры | ||||||
6.1. | Понятие «социальная группа». Связующая и опосредующая роль социальной группы в системе «личность – общество». Социально-групповая структура общества. Факторы, определяющие формирование социальных групп. Типология социальных групп | Лекции | 2 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 7. Социальная стратификация и социальная мобильность | ||||||
7.1. | Социальная стратификация как система неравенств в обществе. Понятия социальной дифференциации и социальной иерархии. Исторические стратификационные группы: касты, сословия, классы. Понятие «страта». Социальная стратификация и социальная структура. Основания и типы социальных стратификаций. | Лекции | 2 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
7.2. | Социальная мобильность: понятие, виды, детерминанты мобильности. Индивидуальная и групповая мобильность, социальные «лифты» и социальные «барьеры» | Практические | 2 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 8. Социальная стратификация и социальная мобильность в СССР и постсоветской России | ||||||
8.1. | Социологические теории классов в России. Социальная дифференциация и социальная структура в советском обществе. Теория образования советской номенклатуры М.Восленского. Номенклатура и правящий класс. Социальное расслоение в постсоветском обществе.Основания и механизмы социальной мобильности в советском и постсоветском обществе | Лекции | 2 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
8.2. | Мультимедийные презентации на тему "Социальная стратификация и социальная мобильность в СССР и постсоветской России" | Сам. работа | 2 | 16 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 9. Социальные конфликты, социальная напряженность, социальные движения | ||||||
9.1. | Определение понятия «социальный конфликт». Противоречие и конфликт. Конфликтология как отрасль социологического знания.Субъекты конфликта. Виды конфликтов. Структурная и процессуальная модели социальных конфликтов. | Лекции | 2 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
9.2. | Особенности социально-экономических, социально-политических, национально-этнических и конфессиональных конфликтов в современной России. Источники социальной напряженности. Массовые действия, формы массового протеста | Лекции | 2 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
9.3. | Сообщение на тему "Социальные конфликты, социальная напряженность, социальные движения" | Сам. работа | 2 | 16 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 10. Социальные изменения. Социокультурная динамика современности, Мировая система и процессы глобализации | ||||||
10.1. | Определение социальных изменений. Социальное развитие, его типы и виды: прогресс, регресс, эволюция, революция. Промышленные и научные революции, политические перевороты. Социальные революции и реформы. Социальная динамика общества. Процессы социокультурной глобализации в современном мире | Практические | 2 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
10.2. | Доклад на тему "Социальные изменения. Социокультурная динамика современности, Мировая система и процессы глобализации" | Сам. работа | 2 | 35 | ОК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Понятие социологии, объект и предмет ее изучения. Социология в системе наук об обществе. 2. Становление социологического знания. Типы научности в социологии. 3. Структура социологии. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. 4. Функции и практическое значение социологического знания. 5. Понятие общества. Общество как система. 6. Культура как регулятивная система, структура и функции культуры. 7. Диалектика взаимоотношений личности и общества. Проблема социальной субъектности. 8. Понятия «человек», «индивид», «личность» в социологическом знании. 9. Личность как субъект общественных отношений. Типология личностей по принципу конформности. 10. Социальная роль и социальный статус личности. Предписанный и приобретенный статус. Ролевые ожидания и ролевое исполнение. 11. Ролевые и статусные конфликты личности. 12. Формирование личности в процессе социализации: стадии, механизмы. Агенты социализации. 13. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Социальный контроль. Понятие аномии. 14. Понятие «социальный институт». Механизмы и формы институционализации общественной жизни. 15. Виды и функции социальных институтов. Понятие функции – дисфункции, явных и латентных функций. 16. Условия, необходимые для институционализации, развитие социальных институтов. 17. Институционализация религии, образования, политики, семейных отношений, экономики.. 18. Этапы институционализации Формальные и содержательные признаки социальных институтов. 19. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Сословия, касты, «социальный класс», «элита», «страта» как стратификационные группы. 20. Экономические, политические и профессиональные основания стратификации. Вертикальное и горизонтальное расслоение общества. 21. Понятие социальной мобильности. Мобильность вертикальная и горизонтальная, индивидуальная и групповая. 22. Восходящая и нисходящая мобильность, социальные «лифты» и «барьеры». 23. Стратификационные модели общества, значение среднего класса для устойчивости общественной системы. 24. Социальная стратификация в Советской России, понятие «номенклатура». 25. Социальная стратификация современного российского общества. 26. Природа и сущность социальных конфликтов. Функции конфликта. Модели конфликта. 27. Динамика социальных конфликтов, этапы их протекания. 28. Специфика социально-экономических, социально-политических и межэтнических конфликтов. Массовые действия, акции массового протеста. 29. Программы поведения конфликтующих групп. Разрешение конфликта. Управление конфликтом. 30. Социальная устойчивость и социальное изменение. Социальное изменение и социальное развитие. 31. Причины и факторы социальных изменений. Инновации и традиции. Законы социального развития. 32. Типы социальных изменений: социальная эволюция и социальная революция, социальный «прогресс», социальный «регресс». 33. Социальные характеристики доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ. 34. Глобализация социальных процессов. Перспективы социальных процессов современности. Практические задания к экзамену Покажите на примерах значение социологического знания для регионоведов и для религиоведов Выявите типичные противоречия региональных социальных групп в России Приведите примеры, показывающие дисфункции руководства и лидерства в группе Проведите сравнение РФ и США с позиций географического детерминизма Проведите сравнение РФ и США с позиций экономического детерминизма Проведите сравнение России и Европы позиций разности менталитетов Покажите на примерах, какова роль сплоченности в образовании и функционировании социальных групп Найдите примеры из художественной литературы позитивные и негативные влияния группового мнения на личность Выявите и сформулируйте различи в образе жизни горожан и селян Выявите истоки основных черт русской нации Систематизируйте причины и факторы формирования национального менталитета Проанализируйте межнациональные конфликты в современной России Проанализируйте межнациональные конфликты в современной Европе Проанализируйте межнациональные конфликты в современных США Проанализируйте межрелигиозные конфликты в современной России Проанализируйте межрелигиозные конфликты в современной Европе Проанализируйте межрелигиозные конфликты на Ближнем Востоке Покажите значение социальных институтов в процессе регулирования социальных отношений в обществе Дополните перечень «грехов цивилизации» Конрада Лоренца Покажите роль традиций, обычаев, обрядов в социализации личности Приведите аргументы в ответе на вопрос: всегда ли девиация – социальное зло? Смоделируйте будущее социального контроля в информационном обществе Покажите, как трансформируется социальная структура в сетевом обществе Покажите, как трансформируется социальная структура в информационном обществе |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под ред. А.Ю. Мягкова | Социология. Основы общей теории : учебное пособие | Флинта, 2016 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=70385 |
Л1.2 | сост. Т. А. Семилет | Социология: что надо знать об обществе : учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кухарчук, Д. В. | Социология : учебное пособие для академического бакалавриата | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
Л2.2 | под ред. В.К. Батурина | Социология : учебник | Юнити-Дана, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436822 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
open office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Практические задания оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на семинарах. Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной, в последнем случае они вносятся в автоматизированную систему Moodle. Тестирование проводится с помощью автоматизированной программы Moodle. 81-100% ответов правильны, существенных ошибок нет, тест пройден своевременно - отлично 65-80% ответов правильны, или 81-100% ответов правильны , но тест выполнен несвоевременно- хорошо а) тест выполнен своевременно; 51-65% ответов правильны, б) 65-80% ответов правильны, но тест выполнен несвоевременно удовлетворительно тест выполнен несвоевременно; менее 50% ответов правильны - неудовлетворительно 2. При данной системе все знания, умения и навыки, приобретаемые студентами в результате изучения дисциплины, оцениваются в баллах. Оценка качества работы в данной системе является накопительной и используется для оценивания системной работы студентов в течение всего периода обучения 3. Результаты работы студентов фиксируются преподавателем в журнале успеваемости. По итогам работы в семестре студент может получить максимально 100 баллов. 4. Оценку студент получает в зависимости от набранной суммы баллов в течение семестра. 5. Итого: 100 баллов – максимально и 50 балл – минимально. |