МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Когнитивно-бихевиоральная терапия
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология (специальность)
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 32 32 32 32
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Когнитивно-бихевиоральная терапия

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.обеспечить возможность получить теоретическое и практическое знание об основных принципах, методах и техниках когнитивно-бихевиоральной диагностики и консультирования и сформировать навыки их применения.
Задачи:
- Сформировать знание методологических принципов и экспериментальной основы КБТ, представления о современном состоянии КБТ, основных принципах и техниках в работе с тревожно-фобическими и тревожно-депрессивными расстройствами. Уметь применять соответствующие техники.
- Создать условия для расширения теоретических и практических знаний слушателей о терапевтической деятельности психолога, принципах его работы, а также техниках и принципах, которые он использует в своей практике в соответствии с решаемой им терапевтической задачей.
- Обеспечить условия для практического освоения КБТ техник, основных принципов работы с психозами, бредом ревности.
- Обеспечить условия для практического освоения техник - КБТ и диагностики клиентов в норме и в клинике (гиперактивность, суицидальное поведение, реактивные состояния, психопатии и др.).
- Сформировать навыки использования КБТ техник на практике - диагностических, консультативных, исследовательских в работе с личностными расстройствами, стрессовыми и невротическими состояниями.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПСК-3.3: способностью и готовностью к овладению теоретическими основами и методами классических и современных направлений психотерапии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы, методологию и методы, приемы разных периодов когнитивно-бихевиорального направления психотерапии (разных психических нарушений)
3.2.Уметь:
3.2.1.практически применять методологические основы, методы и приемы разных волн когнитивно-бихевиорального направления психотерапии (разных психических нарушений)
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками и готовностью практически применять методологические основы, методы и приемы разных волн когнитивно-бихевиорального направления психотерапии (разных психических нарушений)

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Методология и основные принципы, задачи КБТ
1.1. 1. Методология КБТ Лекции 5 2 ПСК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. 2. Основные принципы, идеи, положения КБТ Лабораторные 5 4 ПСК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. 3. Основные задачи КБТ Сам. работа 5 6 ПСК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. 4. Струткура КБТ сессий в клинической практике Лабораторные 5 4 ПСК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. 5. КБТ: первая сессия Сам. работа 5 6 ПСК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. 6. КБТ: домашние задания Сам. работа 5 2 ПСК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. 7. КБТ и рационально-эмотивная терапия. Терапия мультимодальная Лабораторные 5 8 ПСК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. 8. КБТ: структура сессий, ведение интервью, диагностика и план работы Сам. работа 5 5 ПСК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Основные приемы и техники КБТ в работе с психическими расстройствами
2.1. 1. Приемы и техники КБТ в работе с депрессиями Лекции 5 2 ПСК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. 2. Приемы и техники КБТ в работе с депрессиями Лабораторные 5 2 ПСК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. 3. КБТ в работе с тревожно-депрессивными и личностными расстройствами Лекции 5 1 ПСК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. 4. КБТ техники в работе с паническими атаками Лабораторные 5 4 ПСК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. 5. КБТ техники и приемы, логика и структура сессий в работе с ПТСР, острым стрессовым расстройством Сам. работа 5 4 ПСК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Современные проблемы научных исследований в КБТ
3.1. 1. Эффективность терапии в КБТ Лекции 5 2 ПСК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. 2. Доказательная терапия: критерии Лабораторные 5 2 ПСК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. 3. Современные научно-исследовательские проблемы КБТ Лабораторные 5 2 ПСК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. 4. Экспериментальные исследования в КБТ Лекции 5 1 ПСК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. 5. Бихевиоральная терапия: доказательство эффективности Лабораторные 5 4 ПСК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. 6. Когнитивная терапия: доказательство эффективности Сам. работа 5 4 ПСК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.7. 7. Метакогнитивная и когнитивная терапия: методология Лекции 5 1 ПСК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.8. 8. Метакогнитивная и когнитивная терапия: различие в техниках, методиках, взгляде на расстройство Сам. работа 5 4 ПСК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. КБТ и отечественная патопсихология: пути пересечения
4.1. 3. КБТ и культурно-деятельностный подход Лекции 5 1 ПСК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. 4. Техники КБТ в сочетании с техниками патопсихологической коррекции Лабораторные 5 2 ПСК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. 5. Техники КБТ в сочетании с техниками патопсихологической коррекции Сам. работа 5 4 ПСК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.4. 6. Когнитивные техники работы с ПТСР Сам. работа 5 4 ПСК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Психология личностных конструктов Дж. Келли в контексте терапии разных клинических групп.
2. Проблема мотивации и эмоций в БКТ. Внутренняя и внешняя мотивация (Э. Деси).
3. Концепция социального научения (А. Бандура, Дж. Роттер).
4. Современная БКТ: проблемы и перспективы.
4. Рационально-эмотивная терапия (А. Бек, А. Эллис).
5. Мультимодальная терапия А. Лазаруса.
6. Терапия реальности Дж. Глассера как вариант когнитивной терапии.
7. Фиксированные формы поведения и психическая ригидность как механизмы дезадаптации (Г.В. Залевский).
8. Позитивная психология М. Селигмана: терапевтические перспективы.
9. Диагностическое интервью в БКТ: структура и техники.
10. Выявление и анализ автоматических мыслей и дезадаптивных форм поведения.
11. Автоматические мысли и эмоции в БКТ: техники выявления
12. Ранние неадаптивные схемы и дисфункциональные убеждения в клинике тревожных и соматоформных расстройств.
13. Научение по моделям in vivo.
14. Скрытое научение по моделям
15. Предъявление символических моделей.
16. Скрытое обуславливание; когнитивная терапия (А. Бек).
17. Рационально-эмотивная терапия (А. Эллис).
18. Тренинг в решении проблем, тренинг самоинструктирования.
19. Тренинг прививки против стресса; стратегии реатрибуц
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Психология как объективное исследование причин, условий, последствий и отдельных проявлений поведения.
2. Проблема эффективности психотерапии. Сравнительный анализ БКТ и других видов терапии.
3. Классическое обуславливание И.П. Павлова и оперантное обуславливание Б.Ф. Скиннера.
4. Феномен и терапия выученной беспомощности М. Селигмана.
5. Поведенческая психотерапия в общественном и социальном контексте.
6. Понятие симптома и болезни в поведенческой психотерапии.
7. Третья волна в КБТ.
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС КБТ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/85FF788E-B7F6-42D5-9D0D-1EB578BD8B77
Л1.2 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/A2CE2C92-5AF7-42EF-97D9-DC6E56A346ED
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сидоров П.И., Парняков А.В Клиническая психология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2010 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970414071.html
Л2.2 Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=277334
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 "Электронный курс в системе Moodle "Когнитивно-бихевиоральная терапия" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7740
Э2 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э5 ЭБС издательства «Лань» https://e.lanbook.com/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На зачет выносится два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной, либо тестовой форме (открытые задания и закрытые вопросы). На ответ и решение задачи студенту отводится 40 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 5 баллов, за решение задачи 5 баллов. Перевод баллов в оценку. При верном выполнении теоретических и практических задач – оценка «отлично», при частичном выполнении практической задачи и верном теоретической – «хорошо», при частичном выполнении обоих типов задач – «удовлетворительно».