МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология журналистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Социология журналистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н, проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н, проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины – дать студентам представление о социологии журналистики как теоретической и эмпирической дисциплине.
Задачи изучения дисциплины:
а) познакомить с основными социологическими теориями, направлениями и методами изучения журналистской деятельности;
б) научить практическому применению социологических методик в эмпирических исследованиях СМИ и журналистском творчестве;
в) содействовать формированию социологического мышления как важной составляющей профессиональной культуры журналиста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 Способен отвечать на запросы и потребности общества и аудитории в профессиональной деятельности
ОПК-7 Способен учитывать эффекты и последствия своей профессиональной деятельности, следуя принципам социальной ответственности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.объект, предмет, место социологии в системе других наук об обществе, основные понятия социологии и методы социологического исследования, типологию, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуру социальных институтов и организаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике полученные знания и навыки, правильно ориентироваться в социальной действительности, в лабиринте социальных проблем, понимать социальную проблему, видеть ее социальные корни и последствия,. научиться социологическому мышлению.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками интерпретации социальных явлений, технологиями определения структурных элементов общества и закономерностей их функционирования, навыками сравнительного анализа общественных явлений и исследования общественного мнения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология журналистики как научная дисциплина
1.1. Сходство и различие социологии и журналистики. Специфика социологического мышления. Социология журналистики в системе социогуманитарного знания. Объект и предмет социологии журналистики. Теоретический и эмпирический уровни социологии журналистики. Функции социологии журналистики. Возникновение и пути развития социологии журналистики. Основные направления социологических исследований СМИ: 1) исследование аудитории; 2) исследование воздействия СМИ на аудиторию, 3) исследование содержания СМИ, 4) исследование коммуникатора. Лекции 6 2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.2. Социология журналистики как научная дисциплина. Основные направления социологических исследований СМИ: 1) исследование аудитории; 2) исследование воздействия СМИ на аудиторию, 3) исследование содержания СМИ, 4) исследование коммуникатора. Практические 6 6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.3. Возникновение и пути развития социологии журналистики: научные, идеологические и экономические предпосылки ее формирования; становление и динамика развития западной социологии журналистики; отечественная традиция исследований СМИ. Основные направления социологических исследований СМИ. Сам. работа 6 4 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Журналистика как социальный институт общества
2.1. Социальная система и коммуникация. Коммуникатор, информатор, медиатор, реципиент как участники информационного взаимодействия. Социальные функции средств массовой информации. Журналистика и демократия. Проблема свободы СМИ как отражение социальных противоречий в обществе. Сам. работа 6 2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.2. Изменение роли аудитории в процессе демократизации общества: от объекта воздействия до участника информационного обмена. Социальные эффекты деятельности СМИ на социетальном, групповом и индивидуальном уровнях. Сам. работа 6 6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Социологическое исследование СМИ: проектирование и организация
3.1. Эмпирическое социологическое исследование как процесс сбора, обработки и анализа социальных фактов. Виды социологических исследований. Программа социологического исследования (предназначение, содержание и структура). Лекции 6 2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
3.2. Основные пункты программы количественного исследования: 1) определение проблемной ситуации, обоснование ее актуальности; 2) анализ степени изученности проблемы; 3) выделение объекта и предмета исследования; 4) формулировка целей и задач исследования; 5) уточнение и интерпретация основных понятий в контексте избранной парадигмы; 6) предварительный системный анализ объекта исследования; 7) выбор стратегического плана исследования; 8) выдвижение рабочих гипотез; 9) определение методов исследования; 10) обоснование выборки исследования; 11) разработка первичного инструментария исследования; 11) определение методов обработки и анализа данных. Практические 6 8 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
3.3. Характеристика рабочего плана теоретико-прикладного исследования. Особенности проектирования и организации практически-прикладного исследования. Сам. работа 6 4 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Количественные методы в социологии журналистики
4.1. Метод социологического наблюдения: специфика, виды, достоинства и ограничения. Возможности применения наблюдения в исследованиях СМИ и журналистской деятельности. Контент-анализ как метод анализа медиатекста. Разработка классификатора контент-анализа. «Плюсы» и «минусы» контент-анализа. Возможные направления контент-анализа СМИ. Лекции 6 2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
4.2. Опросные методы исследования СМИ. Анкетирование и стандартизованное интервью. Опросы общественного мнения. Экспертный опрос. Эксперимент как метод изучения медиавоздействия: логика, требования, виды и модели. Проблема валидности эксперимента. Экспериментальные исследования в сфере массовой коммуникации. Сам. работа 6 2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
4.3. Метод социологического наблюдения. Контент-анализ как метод анализа медиатекста. Опросные методы исследования СМИ. Эксперимент как метод изучения медиавоздействия. Тестирование в исследованиях аудитории. Сам. работа 6 4 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Качественные методы в социологии журналистики
5.1. Общая характеристика качественной методологии, сфера ее применения в социологии и журналистике. Основные тактики качественного исследования: case stady, этнографическое исследование, историческое исследование, история жизни, история семьи, восхождение к теории. Методы сбора информации в качественном исследовании: наблюдение, глубинное интервью, фокус-группа, анализ личных документов. Лекции 6 2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
5.2. Специфика глубинного интервью и его виды. Составление путеводителя интервью. Влияние интервьюера. Самоограничения интервьюера. Фокус-группы и их применение в сфере СМИ. Организация и проведение фокус-групп, основные техники фокус-группового интервью. Сам. работа 6 3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
5.3. Фокус-группа, ее организация и проведение. Различные подходы к проведению фокус-групп; основные техники. Требования к модератору фокус-группы. Работа с «проблемными» респондентами. Оформление результатов фокус-группы. Возможности использования фокус-групп в маркетинговых исследованиях СМИ. Сам. работа 6 4 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Социологические исследования аудитории и эффектов воздействия СМИ
6.1. Понятие «массовой аудитории» и ее признаки. Потенциальная, реальная и целевая аудитория. Необходимость социологических исследований аудитории СМИ. Количественные и качественные характеристики аудитории. Построение типологий аудитории. Аудиториометрия. Специфика аудиторий печатных и электронных СМИ. Методы измерения и исследования аудитории СМИ: телефонные опросы, дневниковая панель, «people meter», фокус-группы, анкетирование, тестирование. Лекции 6 4 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
6.2. Типология эффектов СМИ. Методология исследования восприятия и интерпретации сообщений СМИ аудиторией. Направления и методы изучения воздействия СМИ на сознание и поведение аудитории. Лекции 6 2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
6.3. Основные параметры аудитории телеканала. Методы измерения и исследования аудитории СМИ: телефонные опросы, дневниковая панель, «people meter», фокус-группы, анкетирование, тестирование. Исследовательские кампании, проводящие замеры аудитории. Сам. работа 6 4 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Социологические исследования сообщений СМИ
7.1. Метод контент-анализа СМИ. Дискурс-анализ медиатекстов. Интенциональный анализ текстов СМИ. Семиологический анализ текстов СМИ. Экспертная оценка содержания СМИ. Практические 6 4 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
7.2. Специфика контент-анализа печати, радио, телевидения, Интернета, рекламы и фотографии. Контент-аналитическое исследование откликов аудитории. Семиологический анализ текстов СМИ. Применение семиологического подхода в исследованиях рекламы, кино, ТВ-программ. Сам. работа 6 4 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Социологические исследования коммуникатора
8.1. Актуальность социологического изучения журналистского сообщества. Основные направления исследований коммуникатора. Значение социологических исследований журналистского образования. Лекции 6 2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
8.2. Методики психологического исследования коммуникатора. Маркетинговые исследования СМИ как необходимое условие эффективного медиа-менеджмента. Сам. работа 6 4 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Социологические публикации в прессе
9.1. Каналы поступления социологической информации в СМИ. Основные требования к публикации социологических данных. Приемы изложения результатов социологического исследования в печатных и электронных СМИ. Проблемы журналистской интерпретации социологических данных. Лекции 6 2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
9.2. Особенности освещения опросов общественного мнения в ходе предвыборной кампании. Значение социологической подготовки для журналистской практики. Сам. работа 6 4 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Социальная позиция прессы: исторический аспект отношений журналистики, власти, общественности.
2. Содержание и значение работы Сиберта, Шрамма, Питерсона «Четыре теории прессы».
3. Авторитарная теория прессы
4. Либертарианская теория прессы
5. Советская коммунистическая теория прессы
6. Теория социальной ответственности прессы
7. Что такое социальные коммуникации? Каковы основания для выделения видов социальных коммуникаций?
8. К какому виду социальных коммуникаций относятся СМИ?
9. Что такое масса как вид социальной общности; каковы ее свойства?
10. Что составляет особенности массовой информации? В чем специфика СМИ как вида массовой коммуникации?
11. Что и в каком ракурсе изучает социология СМИ (каковы ее объект и предмет)?
12. Какие проблемы изучаются социологией СМИ?
13. Журналистский текст и социальная действительность. Факт, противоречие и проблема в журналистском анализе действительности.
14. Эффективность отражения социальной действительности в журналистике.
15. Я-концепция и Я-мышление журналиста.
16. Основные угрозы современной журналистике.
17. Прокомментируйте "грехи" современной журналистики.
18. Каковы требования к "хорошей журналистике"?
19. Перечислите "окна возможностей" Овертона в их последовательности. Приведите пример продвижения от недопустимого к приемлемому.
20. Манипулятивные практики в СМИ, структурная характеристика.
21. Социологические методы в массовой коммуникации. Социологическое исследование: понятие, виды, этапы.
22. Общая характеристика программы социологического исследования.
23. Выборка в социологическом исследовании: понятие, требования, виды.
24. Анкетирование: понятие, достоинства и недостатки, виды.
25. Интервьюирование: понятие, достоинства и недостатки, виды.
26. Вопрос как основной инструмент опросов: социологический смысл, виды, основные типы шкал.
27. Структура и правила составления анкеты.
28. Анализ документов в социологии. Контент-анализ: понятие, виды, основные направления использования, составление кода контент-анализа.
29. Общая характеристика кейс-стади.
30. Общая характеристика фокус-группы
Практические задания к зачету
Определите специфику коммуникации с массовой аудиторией
Проанализируйте, какие наиболее острые вызовы журналистике существуют в современном информационном пространстве России
Проанализируйте и соотнесите с современными процессами в коммуникационном пространстве теорию медиавируса Рашкоффа
Приведите примеры продвижения в СМИ идеи от неприемлемого к приемлемому по логике "окон возможностей Овертона"
Оцените состояние цифрового суверенитета России, оцените его основные составляющие
Охарактеризуйте социокультурную базу и механизмы мифотворчества в СМИ
Назовите способы противостояния информационным атакам, продемонстрируйте их на примерах
Определите специфику СМИ как вида массовой коммуникации, проведите сравнительный анализ
Назовите, какие требования Дэвид Рэндалл предъявляет к подлинной журналистике, дополните их своими
Перечислите черты новых медиа и покажите, как они изменили журналистику
Приведите критерии распознавания пропагандистского дискурса в СМИ, покажите на примерах
Сформулируйте правила работы журналиста с вирусным редактором Интернета
Охарактеризуйте бланк контент-анализа СМИ и правила его составления

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сидоров, В.А. 10 Рассуждений о социологии журналистики : учебное пособие Петрополис, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255091
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фомичева, Ирина Дмитриевна Социология СМИ: учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2007
Л2.2 под ред. В.К. Батурина Социология : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436822
Л2.3 сост. Т. А. Семилет Социология: что надо знать об обществе : учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных www.scopus.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
open office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические задания оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на занятиях.
Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной, в последнем случае они вносятся в автоматизированную систему Moodle.
Тестирование проводится с помощью автоматизированной программы Moodle.
Зачет производится «автоматически», если студент выполнил необходимые задания в течение семестра и набрал минимальное количество баллов по дисциплине. В ситуации, когда студент не набрал минимального количества баллов или же претендует на более высокую оценку, он отвечает устно на вопросы, включенные в билет. В билет включено два теоретических вопроса и практическое задание. На ответ студенту отводится 35 минут. За ответ на вопросы студент может получить максимально 20 баллов. Эти баллы суммируются с набранными за семестр, после чего студент аттестуется: при наборе не менее 50 баллов =- «зачтено», менее 50 баллов – «не зачтено».