МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спецсеминар "Мультимедиа-проектирование"

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильМультимедийная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_Мультимедиа-3-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 184
контроль 8
Виды контроля по курсам
зачеты: 1, 2
курсовая работа: 1, 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 12 12 12 12 24 24
Сам. работа 92 92 92 92 184 184
Часы на контроль 4 4 4 4 8 8
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Кирилин К.А.;д.ф.н., профессор, Фотиева И.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Спецсеминар "Мультимедиа-проектирование"

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель спецсеминара – развитие творческих способностей и приобретение знаний магистрантами в области актуальной проблематики исследования теории и практики журналистской деятельности, а также повышение эффективности самостоятельной научно-исследовательской работы, необходимой для успешной подготовки магистерской диссертации, для развития и закрепления навыков аналитической работы с медиаресурсами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 готовность к самостоятельному проведению научного медиаисследования, выполнению всех необходимых его этапов, способность выполнять исследовательскую работу, опираясь на имеющийся отечественный и зарубежный опыт в данной области
ПК-2 готовность выполнять различные виды редакционой работы с целью создания медийных проектов повышенной сложности
ПК-7 способность осуществлять разработку концепции медиапроекта на базе знания современных принципов и методов медиапроектирования и медиамоделирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.российские и зарубежные научные школы и подходы, соответствующие методологические направления и конкретные наиболее востребованные методы, применяемые в сфере медиаисследований; комплекс видов редакторской работы, основы создания медийных проектов повышенной сложности; теоретические основы постановки проектных задач и реализации всех этапов проектирования для творческих коллективов, процедуры выработки и обсуждения идей, применяемых в медиапроектировании.
3.2.Уметь:
3.2.1.ставить исследовательские задачи; осуществлять выбор наиболее релевантной методологии, формулировать цели и задачи, разрабатывать и реализовывать план медиаисследования; анализировать проекты различного типа, представленные в медиапространстве; выявлять наиболее эффективные способы медиамоделирования, осуществлять их синтез в применении к созданию собственного мультимедиапроекта; ставить проектные задачи для творческих коллективов, распределять задачи между творческими работниками и оценивать их деятельность, проектировать организационные структуры медиакомпаний и медиапроектов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами создания новых медиапродуктов, процедурами выработки и доработки социально-значимых идей и их воплощением в форме медиапроекта; общередакционными навыками в применении к анализу и созданию мультимедиапроектов; инструментами создания структур медиакомпаний и медиапроектов, инструментами оценки эффективности орг. структур, навыками в области творческой разработки медиапродуктов. и творческой разработки медиапродуктов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Выбор темы исследования. Теоретическая база
1.1. Выбор темы и обоснование актуальности научного исследования Практические 1 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Методология и методы исследования Сам. работа 1 8 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Работа с учебной и справочной литературой. Применимость методического инструментария к решению задач конкретного исследования. Подготовка доклада по обоснованию методологии и методов исследования. Сам. работа 1 14 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Планирование научного исследования Практические 1 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Работа с учебной и методической литературой. Конспектирование источников Сам. работа 1 8 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.6. Особенности анализа теоретической литературы по журналистике, виды и типы анализа, классификация теоретических источников Сам. работа 1 12 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.7. Составление плана работы Сам. работа 1 8 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Эмпирическая база исследования
2.1. Эмпирическая база и ее спецификация для магистерских диссертаций по журналистике. Практические 1 4 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Обоснование методов исследования. Общенаучные, частно-научные, специальные методы исследования применительно к теме ВКР магистра Сам. работа 1 6 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Работа с учебной и дополнительной литературой, с ресурсами Интернет. Составление реестра методов исследования применительно к теме планируемых научных публикаций, ВКР. Сам. работа 1 16 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Реферирование научных источников, правила научного цитирования и оформления ссылок на источники информации Практические 1 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Отчет о работе в форме доклада, сообщения на семинаре. Сам. работа 1 8 ОПК-8, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.6. Работа с учебной и дополнительной литературой, с ресурсами Интернет. Изучение специальной литературы Сам. работа 1 12 ОПК-8, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.7. Этапы научного исследования. Работа с эмпирическим материалом. Логика процедуры исследования. Результаты промежуточных этапов исследования, формирование доказательной базы исследования Практические 1 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Зачет 1 4 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Завершающий этап ВКР
3.1. Проведение анализа эмпирического материала в соответствии с утвержденной методикой. Представление результатов на семинаре. Обсуждение и рецензирование руководителем ВКР и участниками семинара Сам. работа 2 6 ОПК-8, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Особенности завершающего этапа исследования Практические 2 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Отчет в форме научного текста для рецензирования с руководителем ВКР Сам. работа 2 16 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.4. Составление плана-графика завершающего этапа работы над ВКР. Обсуждение плана работы в период преддипломной практики, обоснование необходимости практической проверки полученных результатов. Сам. работа 2 16 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.5. Изучение типов научных статей по журналистике, теории коммуникации. Конспектирование основных требований к форме, стилю изложения и лексике научной статьи. Подготовка собственной статьи по теме исследования Сам. работа 2 16 ОПК-8, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.6. Отчет руководителю ВКР. Обсуждение дальнейшего плана-графика Сам. работа 2 16 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Подведение итогов ВКР
4.1. Подведение итогов основных этапов исследовательской работы. Выявление «проблемных» зон, нерешенных задач. Сам. работа 2 10 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.2. Оформление результатов, подготовка к их верификации и проверка Практические 2 6 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.3. ГОСТ по оформлению работ и правила цитирования источников Сам. работа 2 12 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.4. Выявление «белых пятен» исследовательского процесса и оформление перспектив доработки в период преддипломной практики Практические 2 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.5. Критический анализ результатов проделанной работы, соотнесение структуры, научного аппарата исследования, представления результатов анализа эмпирического материала с требованиями к форме и содержанию ВКР Практические 2 2 ОПК-8, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вылегжанина, А.О. Организационный инструментарий управления проектом : учебное пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275276
Л1.2 Алексеева А. О. и др.; под ред. М. М. Лукиной. Интернет – СМИ: теория и практика :: учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Калмыков, А. А. Интернет-журналистика : учеб. пособие для вузов ЮНИТИ-[ДАНА], 2005
Л2.2 Мансурова, Валентина Дмитриевна Социальные ориентиры сервильной журналистики : монография Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/804
Л2.3 Киселёв, А.Г. Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436719
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э2 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
Э3 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические занятия. В данном курсе они носят практический характер и направлены на максимально полное освоение всех этапов подготовки выпускной квалификационной работы, связанной с созданием медиапроекта с использованием мультимедийных технологий. Соответственно, необходимо предварительное знакомство с принципами медиапроектирования, то есть, во-первых, чтение рекомендованной литературы и обсуждение в группе на практических занятиях наиболее важных вопросов, во-вторых, анализ конкретных примеров медиапроектов, в том числе, рекомендованных в данной программе.
Самостоятельная работа. Задания для самостоятельной работы предназначены для углубления знаний и навыков, получаемых при подготовке к практическим занятиям, поэтому рекомендации здесь, в целом, те же, что и при подготовке к последним.
Зачет. В каждом билете имеется теоретический вопрос и практическое задание. Теоретический вопрос предполагает освоение этапов написания выпускной квалификационной работы, практическое задание предполагает знание принципов мультимедиапроектирования и умение анализировать конкретные медиапроекты. Поэтому при подготовке к зачету целесообразно повторить практические задания данного типа.
Подготовка и защита медиапроекта. Предполагается представление реализованного или частично реализованного медиапроекта, который должен иметь социальную значимость и использовать мультимедийные технологии. Данный медиапроект составляет практическую часть выпускной квалификационной работы, поэтому его реализация происходит поэтапно, при постоянном взаимодействии с научным руководителем.