МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика и служебный этикет
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.05.01. Экономическая безопасность (специальность)
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_ЭБ-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Кузнецова О.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика и служебный этикет

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность (приказ Минобрнауки России от 16.01.2017г. №20)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор С.В.Лобова

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор С.В.Лобова

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели - формирование у будущего специалиста комплекса знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств, необходимых для построения деловых отношений на основе принципов, правил, норм деловой этики и морали.
Задачи:
- освоение студентами теоретических основ этики деловых отношений;
- выработка умения анализа и регуляции деловых отношений;
- ознакомление с эволюцией этических идей;
- приобретение навыка построения и развития эффективных деловых отношений;
- морально-этическое развитие и совершенствование.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4: способностью выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета
ОК-5: способностью работать в коллективе, толетарно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности
ОК-6: способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния
ОК-10: способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-понятия «мораль», «профессиональная этика», «служебный этикет»
-принципы, нормы и правила профессиональной этики
-понятия «толерантность», «конфликт», «конфликтная ситуация»
-основные методы и концепции конфликтологии
-понятия «психологическое состояние», «психологическая устойчивость», «экстремальная ситуация»
-подходы и техники эмоциональной и когнитивной регуляции для поддержания психологической устойчивости и самоконтроля
-правила устной и письменной коммуникации на русском языке


3.2.Уметь:
3.2.1.-соизмерять нормы морали, профессиональной этики и служебного этикета с задачами и содержанием профессиональной деятельности
-применять методы конфликтологии для предупреждения и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью
-применять способы и приемы психотехник для сохранения психологической устойчивости в сложных и экстремальных условиях
-грамотно осуществлять устную и письменную коммуникацию на русском языке

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-использования инструментария деловой этики в профессиональной деятельности
-применения подходов к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций, связанных с социальными, культурными, конфессиональными и иными различиями
-эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния
-использования приемов осуществления устной и письменной коммуникации на русском языке

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в этику и культуру деловых отношений. Профессиональная этика. Служебный этикет.
1.1. Введение в этику и культуру деловых отношений Лекции 4 4 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.2. Введение в этику и культуру деловых отношений Сам. работа 4 8 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.3. Становление этических идей Сам. работа 4 10 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.4. Профессиональная мораль и профессиональная этика Лекции 4 4 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.5. Профессиональная мораль и профессиональная этика Практические 4 6 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.6. Профессиональная мораль и профессиональная этика Сам. работа 4 10 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.7. Мораль и право в экономической деятельности Лекции 4 4 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.8. Мораль и право в экономической деятельности Практические 4 6 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.9. Мораль и право в экономической деятельности Сам. работа 4 10 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.10. Кодекс профессиональной этики сотрудников как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор антикоррупционного поведения. Лекции 4 2 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.11. Кодекс профессиональной этики сотрудников как стандарт антикоррупционного поведения Практические 4 6 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.12. Кодекс профессиональной этики сотрудников как стандарт антикоррупционного поведения Сам. работа 4 4 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.13. Нравственные отношения в служебном коллективе Сам. работа 4 6 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.14. Проблемы профессионально-нравственной деформации Практические 4 6 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.15. Проблемы профессионально-нравственной деформации Сам. работа 4 8 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.16. Основные принципы и формы делового общения и служебного этикета в экономической деятельности Лекции 4 2 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.17. Основные принципы и формы делового общения и служебного этикета в экономической деятельности Практические 4 2 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1
1.18. Основные принципы и формы делового общения и служебного этикета в экономической деятельности Сам. работа 4 10 ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-10 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС_ПРОФ_ЭТИКА.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кикоть В.Я. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",2 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117054
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Александрова, З.А., С.Б. Кондратьева Профессиональная этика : учебное пособие М. : МПГУ, 2016. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469398
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессиональная этика https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3777#section-7
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к практическим занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Самостоятельная деятельность студента по данной дисциплине предполагает:
- поиск ответов и необходимой информации по предложенных вопросам;
- выполнение творческих заданий;
- поиск и презентацию упражнений, игр, тестов;
- развитие необходимых педагогических техник во внеурочной деятельности;
- составление плановой документации;
- выработку умений научной организации своего труда.
Успешная организация времени по усвоению данной дисциплины во многом зависит от наличия у студента умения самоорганизовать себя и своё время для выполнения предложенных домашних заданий. При этом алгоритм подготовки будет следующим:
1 этап – поиск в литературе теоретической информации на предложенные преподавателем вопросы;
2 этап – осмысление полученной информации, освоение терминов и понятий;
3 этап – составление плана ответа на каждый вопрос;
4 этап – поиск примеров по данной проблематике (тестов, игр, упражнений и др.).
В случае подготовки презентации изучаемой темы необходимо:
 продумать форму презентации (устно, наглядно, с привлечением компьютерной техники и др.);
 найти или изготовить наглядный материал;
 продумать текст презентации на 5-10 минут.
В процессе изучения данной дисциплины учитывается посещаемость лекций, оценивается активность студентов на каждом занятии при обсуждении теоретических вопросов и в процессе выполнения практических и тестовых заданий, а также качество и своевременность подготовки теоретических материалов, творческих заданий и презентаций. По окончании изучения дисциплины проводится зачёт по предложенным вопросам.
Студент, показавший высокий уровень владения знаниями, умениями и навыками по предложенной тематике, считается успешно освоившим учебный курс. В случае большого количества затруднений при раскрытии предложенного на зачёте вопроса студенту предлагается повторная подготовка и перезачёт.