МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математика в экономике и управлении
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план38_03_04_ГМУ-3-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 42 42 42 42
Лабораторные 10 10 10 10
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 103 103 103 103
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
канд.физ=мат.наук, доцент, Исаева О.В.

Рецензент(ы):
канд. физ=мат.наук, доцент, Половникова Е.С.

Рабочая программа дисциплины
Математика в экономике и управлении

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 10.12.2014г. №1567)

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р экон.наук., проф.Е.Е. Шваков

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р экон.наук., проф.Е.Е. Шваков

1. Цели освоения дисциплины

1.1.познакомить студентов с основными идеями и понятиями математики;
научить студентов языку математики,
подготовить к изучению и применению математических методов в экономике, к самостоятельному изучению тех разделов математики, которые могут потребоваться дополнительно в практической и исследовательской работе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения
ПК-6: владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций
ПК-7: умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления
ПК-8: способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает:основные математические законы и современные информационно-коммуникационные технологии,
основы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики, основные экономико-математические методы,основные математическиеметоды формализации прикладных задач и основные этапы системного подхода
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет:применять математические методы формализации и анализа, современные информационно-коммуникационные технологии для решения типовых экономических и управленческих задач,определять критерий эффективности и ограничения базовых моделе, применять математические методы формализации и основные этапы системного подхода для решения типовых профессиональных экономических и управленческих задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет:навыками использования основных теорем разделов математики и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,приемами современного математического инструментария и методами системного анализа для исследования и решения прикладных экономических задач,основнымиэкономико-математические методами

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Линейная алгебра с элементами математической логики
1.1. Предмет и задачи математики. Матрицы и пределители.Операции над матрицами Лекции 1 2 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Способы вычисления опрпделителей и их свойства Лекции 1 2 ПК-6, ПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Системы линейных уравнений.Метод Крамера. Лекции 1 2 ПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Матричный метод. Метод Гаусса Лекции 1 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Операции над матрицами. Практические 1 2 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Определители. Алгебраические дополнения и миноры. Вычисление разложением по строке. Практические 1 2 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
1.7. Обратная матрица. Ранг матрицы. Практические 1 2 ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
1.8. Системы линейных уравнений. Метод Крамера Практические 1 2 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
1.9. Матричный метод. Метод Гаусса Практические 1 2 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
1.10. Элементы линейной алгебры Лабораторные 1 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
1.11. Линейная алгебра Сам. работа 1 22 ПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Векторные пространства и элементы аналитической геометрии
2.1. Вектора. Скалярное, векторное и смешанное произведение и угол между векторами Лекции 1 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Прямая линия на плоскости и плоскость в пространстве Лекции 1 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Собственные значения и векторы,характеристическое уравнение матрицы. Квадратичная форма. Линейная модель обмена Лекции 1 2 ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Вектора. Скалярное, векторное и смешанное произведение и угол между векторами Практические 1 2 ПК-1, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
2.5. Прямая линия на плоскости и плоскость в пространстве Практические 1 2 ПК-1, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
2.6. Элементы аналитической геометрии Лабораторные 1 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
2.7. Векторные пространства с элементами аналитической геометрии Сам. работа 1 22 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Основы дифференциального исчисления
3.1. Множества. Функция одной переменной, применение в экономике Лекции 1 2 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Предел и непрерывность функции, задача о начислении процентов Лекции 1 2 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
3.3. Производная,применение в экономике Лекции 1 2 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
3.4. Исследование функции. Дифференциал Лекции 1 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
3.5. Множества. Функция одной переменной Практические 1 2 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
3.6. Предел и непрерывность функции Практические 1 2 ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
3.7. Производная,применение в экономике Практические 1 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
3.8. Исследование функции. Дифференциал Практические 1 4 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
3.9. Производная Лабораторные 1 2 ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
3.10. Исследование функции. Дифференциал Лабораторные 1 0 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
3.11. Основы дифференциального исчисления Сам. работа 1 16 ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Основы интегрального исчисления
4.1. Первообразная, неопределенный интеграл Лекции 1 2 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
4.2. Методы вычисления неопределенного интеграла Лекции 1 2 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
4.3. Определенный интеграл Лекции 1 2 ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
4.4. Методы вычисления определенного интеграла, приложение в экономике Лекции 1 4 ПК-1, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
4.5. Первообразная, неопределенный интеграл Практические 1 2 ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
4.6. Методы вычисления неопределенного интеграла Практические 1 2 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
4.7. Определенный интеграл Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
4.8. Методы вычисления определенного интеграла Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
4.9. Первообразная, неопределенный интеграл Лабораторные 1 4 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Теория вероятностей и матенматическая статистика
5.1. Основные понятия теории вероятностей. Классическое определение вероятности Лекции 1 2 ПК-1, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
5.2. Условная вероятность. Основные теоремы произведения и суммы событий. Формула полной вероятности Лекции 1 2 ПК-1, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
5.3. Интегрирование рациональных дробей Сам. работа 1 10 ПК-1, ПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3
5.4. Дискретные и непрерывные случайные величины. Основные законы распределения случайных величин Лекции 1 2 ПК-8 Л3.1, Л1.2, Л1.3
5.5. Числовые характеристики случайных величин Лекции 1 2 ПК-7, ПК-8 Л3.1, Л1.2, Л1.3
5.6. Проверка статистических гипотез Лекции 1 2 ПК-6, ПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3
5.7. Непосредственное вычисление вероятности. Формулы комбинаторики Практические 1 2 ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
5.8. Формула полной вероятности и формула Байеса. Сам. работа 1 12 ПК-6, ПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3
5.9. Основные законы распределения дискретных и непрерывных случайных величин Сам. работа 1 14 ПК-1, ПК-6, ПК-8 Л3.1, Л1.2, Л1.3
5.10. Критерий Пирсона проверки статистических гипотез Сам. работа 1 7 ПК-6, ПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
смотри приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено программой
5.3. Фонд оценочных средств
смотри приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС мат--ка для ГМУ18-3.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Н. Ш. Кремера Высшая математика для экономических специальностей: учебник и практикум М.: Юрайт, 2011
Л1.2 Кремер Н.Ш. - под ред. ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА В 3 Ч. ЧАСТЬ 1 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/FA102CC2-D5ED-4284-A586-33ECB957EF0E
Л1.3 Под общ. ред. Татарникова О.В. МАТЕМАТИКА ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/DD10BAB5-82CB-416A-A8BA-E0942BBF563B
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.Ш. Кремер, Б.А. Путко, И.М. Тришин, М.Н. Фридман Высшая математика для экономистов : учебник М. : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114541
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А. А. Байкин [и др.] Математика в экономике и управлении: [учеб. пособие] [Новый формат], 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4993
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 сайт АГУ
Э2 математика в экономике и управлении https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2586
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice, MicrosoftWindows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные работы в учебных аудиториях
Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой.
Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
Лабораторные работы требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.