МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проблемы юридического общения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильГражданское право, семейное право, международное частное право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_ГП, СП, МЧП-3-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 123
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Кирюшина Л.Ю.;.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Проблемы юридического общения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция(уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данной дисциплины является усвоение студентами теоретических и практических положений общения в профессиональной юридической деятельности; изучение характера и механизма правовых норм в профессиональном юридическом общении, их взаимодействие с требованиями морали, делового этикета, совершенствование правильного понимания юридической деятельности посредством общения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ПК-3 готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-3: Характеристики и механизмы процессов саморазвития и самореализации личност
ПК-3: природу и сущность государства и права;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-3: Реализовывать личностные способность, творческий потенциал в различных видах деятельности и социальных общностях
ПК-3:оперировать юридическими понятиями и категориями;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-3: Приёмами саморазвития и самореализации в профессиональной и других сферах деятельности.
ПК-3:необходимым уровнем практики и инструментальных действий в юридических исследованиях;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общение как социально-психологическая проблема
1.1. Общение как социально-психологическая проблема Сам. работа 1 8 ОК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Профессиональное юридическое общение, его виды и формы
2.1. Профессиональное юридическое общение, его виды и формы Сам. работа 1 8 ОК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Невербальные особенности в процессе юридического общения
3.1. Невербальные особенности в процессе юридического общения Сам. работа 1 6 ОК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Конфликты и конфликтные ситуации в профессиональной деятельности юриста. Стресс, его профилактика
4.1. Конфликты и конфликтные ситуации в профессиональной деятельности юриста. Стресс, его профилактика Сам. работа 1 6 ОК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Проблемы профессиональной деформации работника правоохранительной деятельности
5.1. Проблемы профессиональной деформации работника правоохранительной деятельности Сам. работа 1 6 ОК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Психологические особенности общения в условиях предварительного расследования
6.1. Психологические особенности общения в условиях предварительного расследования Сам. работа 1 6 ОК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Судебная речь. Аспекты судебной речи
7.1. Судебная речь. Аспекты судебной речи Сам. работа 1 6 ОК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Речь прокурора в суде
8.1. Речь прокурора в суде Сам. работа 1 18 ОК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Речь адвоката-защитника в суде
9.1. Речь адвоката-защитника в суде Практические 1 2 ОК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
9.2. Речь адвоката-защитника в суде Сам. работа 1 26 ОК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Психология проведения допроса и других следственных действий в судебном следствии
10.1. Психология проведения допроса и других следственных действий в судебном следствии Практические 1 2 ОК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
10.2. Психология проведения допроса и других следственных действий в судебном следствии Сам. работа 1 12 ОК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Спор. Дискуссия. Полемика. Психология предъявления доказательств на судебном следствии
11.1. Спор. Дискуссия. Полемика. Психология предъявления доказательств на судебном следствии Практические 1 2 ОК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
11.2. Спор. Дискуссия. Полемика. Психология предъявления доказательств на судебном следствии Сам. работа 1 9 ОК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 12. Ведение деловой беседы в юридической практике
12.1. Ведение деловой беседы в юридической практике Лекции 1 2 ОК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
12.2. Ведение деловой беседы в юридической практике Сам. работа 1 6 ОК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
12.3. Ведение деловой беседы в юридической практике Практические 1 2 ОК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 13. Имидж юриста
13.1. Имидж юриста: лабораторный практикум Практические 1 2 ОК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
13.2. Имидж юриста Сам. работа 1 6 ОК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
13.3. Экзамен Экзамен 1 9 ОК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Виды, функции и структура общения;
2. Формы и виды общения;
3.Средства общения;
4. Стили общения;
5. Стороны общения;
6. Психологические особенности формирования первого впечатления;
7. Понятие аттракции. Условия формирования аттракции;
8. Фасцинация и её использование в общении;
9. Имидж в процессе общения;
10.Трансакции в общении;
11.Кинестетические особенности невербального общения;
12.Проксемика в юридическом общении;
13.Психологические и паралингвистические особенности невербального общения;
14.Продуктивное слушание;
15.Психологические приемы влияния на партнеров;
16.Нейролингвистического программирования и деловое общение;
17.Типы поведения людей в конфликте;
18.Конфликт в юридической деятельности, пути решения, профилактика;
19.Стратегии поведения юриста в конфликтной ситуации;
20.Стресс и стрессовые ситуации в юридической деятельности;
21.Общение и проблемы профессиональной деформации работника правоохранительной деятельности;
22.Синдром эмоционального «выгорания», его профилактика;
23.Коммуникативная деятельность следователя;
24.Психология общения в условиях предварительного расследования;
25.Психологические приемы ведения допроса;
26.Судебная речь как разновидность публичного выступления;
27. Речь прокурора в суде;
28.Речь адвоката-защитника в суде;
29.Подготовка к публичному выступлению;
30.Управление вниманием аудитории;
31.Структура судебной речи;
32.Психология предъявления доказательств;
33.Психологические и ораторские способности в юридической деятельности;
34.Вопросы собеседников и их психологическая сущность;
35.Гендерные особенности восприятия и их учет в процессе общения;
36.Возрастные особенности восприятия и их учет в процессе общения;
37.Речь в эфире как средство общения;
38.Интернет как средство общения;
39.Судебный допрос, его виды и психологические особенности;
40.Ложь в процессе общения. Приемы её изобличения;
41.Вопросы собеседников, их психологическая сущность. Требования, предъявляемые к вопросам в юридической практике;
42.Приемы убеждения в споре;
43.Позволительные и непозволительные приемы в споре;
44.Поведение участников спора;
45.Психологические особенности предъявления доказательств в суде;
46.Психология убеждения в споре;
47.Техника и тактика аргументирования;
48.Формирование переговорного процесса;
49.Стили ведения переговоров;
50.Коммуникативные способности юриста;
51.Межличностная совместимость и её влияние на взаимодействие в процессе общения;
52.Замечания собеседника, Классификация замечаний;
53. Критика в общении. Её виды;
54.Интерактивная сторона общения;
55.Перцептивная сторона общения;
56.Коммуникативная сторона общения;
57.Психология общения участников группы в условиях раскрытия и расследования преступления;
58.Психологические и паралингвистические особенности невербального общения;
59. Установление психологического контакта в процессе общения. Приемы;
60. Участие прокурора в суде. Приемы психологического воздействия;
61. Участие адвоката в суде. Приемы психологического воздействия;
62. Применение медиативных техник в процессе общения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д. А. Юридическая психология: Учебник и практикум М. : Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/83436326-8555-48D8-8E35-154512F0FDD9
Л1.2 Романов В.В. Юридическая психология: Хрестоматия : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/8FD4C699-F6DA-45FE-A68D-8AD73B372079
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: Учебник для СПО М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Проблемы юридического общения" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Проблемы юридического общения" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.