МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильУголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01-УП, УИП-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ю.н., Профессор, Детков Алексей Петрович

Рецензент(ы):
канд. юрид. наук, доцент , Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Детков Алексей Петрович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Детков Алексей Петрович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение дисциплины направлено на формирование профессиональных компетенций: способность принимать решения и совершать юридические действия; способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; способность выявлять, пресекать,раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста
ПК-1: способностью разрабатывать нормативные правовые акты
ПК-6: способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-1
содержание должностных обязанностей сотрудников, исполняющих уголовные наказания;
ПК-3
природу и сущность норм права;
ПК-9
особенности законодательного процесса, а также процесса формирования законов, подзаконных и локальных актов различ-ных уровней, а также статус субъектов, принимающих в нем участие; структуру нормативно-правового акта, правила его действия во времени, пространстве и по кругу лиц; процедуру внесения измене-ний в нормативно-правовые акты и их отмены;
ПК-6
признаки и формы коррупционного поведения государственных и муни-ципальных служащих;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-2
демонстрировать этические про-фессиональные стандарты поведения;
ПК-1
обосновывать необходимость принятия и разработки нормативно-правовых актов;
ПК-9
определять место нормативно-правового акта в системе источников права; логично и последовательно распределять содержание нормативно-правового акта по главам, статьям, пунктам и подпунктам; применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации
ПК-6
выделять в противоправном поведении признаки коррупции;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-2
способностью давать оценку правомерного и неправомерного поведе-ния
ПК-1
анализа перспектив принятия разрабатываемого нормативно-правового акта;
ПК-9
сбора и обработки информации для разработки нормативно-правового акта; сопоставления содержания разрабатываемого нормативно-правового акта с нормативно-правовыми актами, ранее регулировавшими подобные правоотношения; лаконичного и не-двусмысленного изложения юридиче-ских норм.
ПК-6
способностью определять кор-рупционное поведение

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Актуальные проблемы понятия уголовно-исполнительного права
1.1. Актуальные проблемы понятия уголовно-исполнительного права Лекции 1 2 ОК-2, ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.2. Актуальные проблемы понятия уголовно-исполнительного права Практические 1 2 ОК-2, ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.3. Актуальные проблемы понятия уголовно-исполнительного права Сам. работа 1 14 ОК-2, ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Актуальные проблемы понятия уголовно-исполнитель¬ного законодательства
2.1. Актуальные проблемы поня¬тия уголовно-исполнитель¬ного законодательства Сам. работа 1 12 ОК-2, ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Актуальные проблемы системы учреждений и органов, исполняющих наказания, и контроля за их деятельностью
3.1. Актуальные проблемы системы учреждений и органов, исполняющих наказания, и контроля за их деятельностью Лекции 1 2 ОК-2, ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
3.2. Актуальные проблемы системы учреждений и органов, исполняющих наказания, и контроля за их деятельностью Практические 1 2 ОК-2, ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
3.3. Актуальные проблемы системы учреждений и органов, исполняющих наказания, и контроля за их деятельностью Сам. работа 1 12 ОК-2, ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Актуальные проблемы правового положения осужденных
4.1. Актуальные проблемы правового положения осужденных Практические 1 2 ОК-2, ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
4.2. Актуальные проблемы правового положения осужденных Сам. работа 1 12 ОК-2, ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Актуальные проблемы исполнения наказания в виде лишения свободы
5.1. Актуальные проблемы исполнения наказания в виде лишения свободы Практические 1 2 ОК-2, ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
5.2. Актуальные проблемы исполнения наказания в виде лишения свободы Сам. работа 1 8 ОК-2, ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Актуальные проблемы правового регулирования и применения средств исправления осужденных к лишению свободы
6.1. Актуальные проблемы правового регулирования и применения средств исправления осужденных к лишению свободы Практические 1 2 ОК-2, ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
6.2. Актуальные проблемы правового регулирования и применения средств исправления осужденных к лишению свободы Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Актуальные проблемы освобождения осужденных от отбывания наказания
7.1. Актуальные проблемы освобождения осужденных от отбывания наказания Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Актуальные проблемы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы
8.1. Актуальные проблемы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы Практические 1 2 ОК-2, ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
8.2. Актуальные проблемы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы Сам. работа 1 18 ОК-2, ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет, методы, место в си-стеме права.
2. Уголовно-исполнительная политика: понятие, факторы формирования, ос-новные тенденции ее развития.
3. Понятие, критерии выделения и система принципов уголовно-исполнительного права.
4. Возникновение и развитие науки уголовно-исполнительного права в России: пенология, пенитенциарная наука, наука исправительно-трудового и уголовно-исполнительного права.
5. Понятие и виды источников уголовно-исполнительного законодательства.
6. Международные акты в области исполнения уголовных наказаний: классифи-кация, соотношение законодательством РФ, проблемы их реализации в уголовно-исполнительной системе России.
7. Международные стандарты обращения с осужденными к мерам, не связанным с лишением свободы и их влияние на современную российскую уголовно-исполнительную политику.
8. Международные стандарты обращения с осужденными к наказанию в виде лишения свободы и их влияние на современную российскую уголовно-исполнительную политику.
9. Основные этапы истории развития отечественного уголовно-исполнительного (исправительно-трудового) законодательства. Реформа уголовно-исполнительного зако-нодательства Российской Федерации.
10. Система учреждений и органов, исполняющих наказания. Основные направ-ления ее развития.
11. Понятие и структура уголовно-исполнительной системы. Основные направле-ния развития уголовно-исполнительной системы.
12. Понятие эффективности исполнения наказания. Критерии и показатели эф-фективности исполнения наказания.
13. Контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание. Субъекты реализации контроля и надзора.
14. Общественный контроль за обеспечением прав осужденных. Содействие об-щественных организаций работе учреждений и органов, исполняющих наказания.
15. Понятие правового статуса осужденных, его структурные элементы. Основа-ния и формы правоограничений осужденных.
16. Основные права осужденных. Законные интересы осужденных.
17. Основные обязанности осужденных.
18. Классификация осужденных к лишению свободы и их распределение по ис-правительным учреждениям.
19. Места отбывания лишения свободы.
20. Понятие, функции, содержание режима исполнения (отбывания) лишения свободы.
21. Основные элементы режима исполнения (отбывания) лишения свободы.
22. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным к лишению сво-боды. Понятие злостного нарушения и злостного нарушителя режима.
23. Прогрессивная система исполнения наказания в виде лишения свободы.
24. Правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы.
25. Общее образование, профессиональное образование и профессиональная под-готовка осужденных к лишению свободы.
26. Основные средства исправления осужденных: понятие, общая характеристика, основные направления развития.
27. Исполнение наказания в виде лишения свободы в колониях-поселениях: пра-вовое регулирование, проблемы реализации, направления развития.
28. Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов: правовое регулирование, проблемы реализации, направления развития.
29. Особенности отбывания пожизненного лишения свободы. Отбывание лише-ния свободы в тюрьмах.
30. Исполнение наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях: правовое регулирование, проблемы реализации, направления развития.
31. Правовые основания и виды освобождения от отбывания наказания. Оказание помощи освобождаемым лицам.
32. Административный надзор за лицами, освобожденными от отбывания наказа-ния.
33. Исполнение наказания в виде исправительных работ: правовое регулирование, проблемы, направления совершенствования.
34. Исполнение наказания в виде ограничения свободы: правовое регулирование, проблемы, направления совершенствования.

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов размещены в приложении
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС размещен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Уголовно-исполнительное право России в 3 т. Том 1 + доп. Материал в ЭБС : учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. Е. Эминов [и др.] ; под ред. В. Е. Эминова, В. Н. Орлова. — 4-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. : Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/ugolovno-ispolnitelnoe-pravo-rossii-v-3-t-tom-1-dop-material-v-ebs-409025
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.Е. Эминов Уголовно-исполнительное право России: концепции в развитии : учебное пособие для вузов / В. Н. Орлов [и др.] ; под ред. В. Н. Орлова, В. Е. Эминова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 174 с. — (Серия : Бакалавр. Специалист. Магистр).: Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/ugolovno-ispolnitelnoe-pravo-rossii-koncepcii-v-razvitii-411344
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 3. Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/.
Э2 4. Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html.
Э3 5. Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp.
Э4 6. Сайт Верховного суда РФ www.supcoutr.ru.
Э5 7. Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru.
Э6 8. Сайт информационно-правовой системы АКТОСКОП www.actoscope.com.
Э7 9. Информационный ресурс www.pravo.ru.
Э8 электронный курс Актуальные проблемы УИП на образовательном портале АГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3572
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-справочные и поисковые системы и сайты:
1. СПС КонсультантПлюч (инсталированный рерс АлтГУ)
2. Электронная база данных "Scopus" (http:www.scopus.com);
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http: elibrary.asu.ru)
4. Научная библиотека Elibrary (http: elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебные занятия по дисциплине проводятся в виде лекций, семинарских / практических занятий. Занятия по дисциплине «Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права» призваны:
- закреплять, углублять, расширять изученный ранее материал;
- связывать теоретический материал с будущей профессиональной деятельностью;
- стимулировать творческую, поисковую активность магистрантов.
Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами.
Основную организационную форму обучения, направленную на первичное овладение знаниями, представляет собой лекция. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориентиры для самостоятельной работы над содержанием дисциплины.
Существует три основных типа лекций: вводная лекция, информационная лекция и обзорная лекция.
По данной дисциплине должны быть преимущественно использованы такие лекционные формы, как информационная и обзорная лекции.
Семинарские / практические занятия являются основной организационной формой учебной деятельности по дисциплине Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права». Главной целью семинаров является обсуждение теоретических и практических вопросов уголовно-исполнительного права. На семинарских занятиях магистранты совершенствуют умения убедительно формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки профессиональной деятельности.
В основе практического занятия лежит решение казусов (задач) в количестве, определяемом особенностями изучаемой темы.
Основные рекомендации по проведению семинарских / практических занятий:
1. Для проведения семинарских занятий заблаговременно студентам дается задание в виде теоретических вопросов по теме и казусов, которые они должны самостоятельно решить, ознакомившись с необходимым законодательным материалом, судебной практикой, прочитав учебную и иную литературу. На основе изученного материала студент вырабатывает собственное мнение по предложенным вопросам и казусам.
2. При подготовке к занятиям студент ориентируется на литературу, предложенную в планах семинарских / практических занятий. Использование студентами литературы в процессе подготовки к семинарским занятиям также может быть рекомендовано как преподавателем, читающим лекции, так и ведущим семинарские занятия. Вместе с тем, окончательный выбор литературы – право самих магистрантов.
3. Наличие Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, а также иных рекомендованных нормативных актов является обязательным. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям закона. Магистранты должны свободно ориентироваться в Уголовно-исполнительном кодексе РФ и четко понимать его содержание.
4. На занятиях преподаватель должен формировать у магистрантов навык обоснованной, деловой и спокойной критики учебной и научной литературы. Недостаточно просто вскрыть ошибки или пробелы – необходимо обосновать справедливость высказанных замечаний.
5. Необходимо учить магистрантов проявлять уважение к закону. В случаях, когда обнаруживаются ошибочные или неточные положения закона, его недостатки, пробелы, их следует проанализировать, попытаться выявить их причины и выработать рекомендации по совершенствованию положений закона.
6. Преподаватель постоянно должен следить за тем, чтобы магистранты не допускали ошибок при использовании юридической терминологии (например, вместо юридического термина «исправительная колония» произносили бытовую фразу «тюрьма» и т.п.), обращать внимание на культуру речи магистрантов (в кратких причастиях мужского рода осуждён, возбуждён ударение падает на суффикс –ён, в женском и среднем роде ударение смещается на окончание – осужденА, возбужденО. В полных причастиях всех родов ударение падает на суффикс –ённ – осуждённый, осуждённая, возбуждённое. Аналогично – ходАтайство (ходАтайствовать), а не ходатАйство).
7. В процессе семинара преподаватель обязан активно руководить ходом обсуждения темы, направлять его, ставить вопросы, которые обойдены вниманием выступавших. После развернутого обсуждения вопросов семинара преподаватель подводит итоги дискуссии. При этом преподаватель излагает мнение кафедры и собственное мнение по обсуждаемому на семинаре вопросу. Однако студент может и не согласится с предложенными подходами. В этих случаях, студент обязан аргументировать свои выводы, основываясь на законе и изученной литературе.
8. При решении предложенных казусов преподаватели могут видоизменять их. После того как студентами обсуждены все значимые обстоятельства казуса и его вариантов, выработано итоговое решение, преподаватель делает вывод. Он дает правильное (с его точки зрения) решение казуса, кратко характеризует выступления магистрантов, отмечает допущенные ошибки и неточности. Если казус был составлен по материалам правоприменительной практики необходимо процитировать эти решения студентам и показать, почему правоприменитель пришел к таким выводам.
9. С учетом темы семинара, вопросов для обсуждения, избираются конкретные формы проведения семинара, которые могут быть различными:
1) традиционное обсуждение вопросов;
2) градация вопросов: обсуждение вопросов от простого к сложному;
3) заслушивание докладов
При этом возможны следующие технологии проведения семинарского занятия в такой его форме:
а) «докладчик – активные слушатели», которые дополняют, задают вопросы, оценивают докладчика;
б) «докладчик – содокладчик»;
б) «докладчик – рецензент – оппонент».
Технология выбора тем докладов для семинара также может варьироваться:
- индивидуальный выбор предложенных тем,
- распределение тем преподавателем,
- самостоятельное дополнение перечня предложенных преподавателем тем студентами с объяснением такого выбора,
4) инновационные формы проведения занятия:
а) «дискуссия» - группы обсуждают актуальные проблемные вопросы «ЗА» и «ПРОТИВ»;
б) «конференция» - выступления магистрантов по обсуждаемой теме 5 – 7 минут;
в) «пресс-конференция» - магистранты задают вопросы по обсуждаемой теме одному или нескольким студентам;
з) «мозговой штурм» и т.д.
Дополнительными видами организационных форм обучения по изучаемой учебной дисциплине являются консультации, факультативные занятия, научные и научно-практические студенческие конференции, круглые столы и т.д.
Контроль является одной из основных форм организации учебного процесса, поскольку позволяет осуществить проверку результатов учебной деятельности магистрантов, мастерства преподавателя. Существуют традиционные формы контроля. Так, по времени контроль делится на текущий, тематический, рубежный, промежуточный, итоговый. По формам систему контроля составляют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменный опрос, эссе, рефераты, курсовые, контрольные работы и др.
С целью обеспечения эффективности контроля за уровнем усвоения знаний студентами по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» предлагается использовать следующие виды контроля:
- текущий контроль в процессе изучения дисциплины (на семинарских и практических занятиях) в индивидуальной и фронтальной формах;
- периодический фронтальный тематический контроль по крупным разделам учебной дисциплины;
- промежуточная аттестация – экзамен для магистрантов дневного отделения и зачет для магистрантов отделения заочного обучения.
При выставлении оценки на экзамне или зачете по дисциплине с целью ее объективности также следующие факторы:
- активная работа студента во время семинарских и практических занятий;
- результаты контрольных заданий;
- качество подготовленных сообщений, эссе, докладов, рефератов и других работ;
- участие в конференциях, круглых столах по вопросам учебной дисциплины.