МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Анализ и диагностика кризисного состояния организации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.экон.наук, доцент, Рудакова О.Ю.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Анализ и диагностика кризисного состояния организации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова О.Ю., канд.экон.наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Рудакова О.Ю., канд.экон.наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – формирование у студентов комплекса знаний, умений и навыков в области анализа и диагностики кризисного состояния организации, и их применении в управлении организацией.
Задачи курса:
– приобретение студентами базисных знаний о методах диагностики кризисного состояния предприятия, причинах возникновения кризисного финансового состояния и направлениях обеспечения устойчивого развития организации;
– формирование системного представления о взаимосвязи различных методов диагностики кризисного состояния организации;
– приобретение практических навыков и умений, необходимых для проведения диагностики состояния организации и определения уровня его финансово-экономической устойчивости.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 владением навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления
ПК-15 умением проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании
ПК-17 способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Теоретические основы диагностики кризисного состояния организации;
Инструменты количественного и качественного анализа информации и их применение в диагностике кризисного состояния организации;
Основы построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей и способы их адаптации к конкретным задачам управления.
Процесс анализа рыночных и специфических рисков в диагностике кризисного состояния организации;
Инструменты и методы оценки экономических и социальных условий осуществления предпринимательской деятельности
Процесс формирования новых бизнес моделей.
3.2.Уметь:
3.2.1.Проводить диагностику кризисного состояния организации и применять ее результаты в управлении организацией;
Применять методы количественного и качественного анализа в диагностике кризиса;
Строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели и адаптировать их к конкретным задачам управления;
Проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании;
Оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет:
Навыками диагностики кризисного состояния организации;умением проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании;
навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления;
способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы диагностики кризисного состояния организации.
1.1. Понятие и характеристики кризисного состояния предприятия.Диагностика в системе управления организацией. Лекции 6 4 ПК-10, ПК-15, ПК-17 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.2. Понятие и характеристики кризисного состояния предприятия.Диагностика в системе управления организацией. Практические 6 4 ПК-10, ПК-15, ПК-17 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.3. Понятие и характеристики кризисного состояния предприятия.Диагностика в системе управления организацией. Сам. работа 6 8 ПК-10, ПК-15, ПК-17 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Методы диагностики кризисного состояния предприятия
2.1. Экспресс-диагностика.Методы рейтинговой оценки. Лекции 6 4 ПК-10, ПК-15, ПК-17 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.2. Экспресс-диагностика.Методы рейтинговой оценки. Практические 6 4 ПК-10, ПК-15, ПК-17 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.3. Экспресс-диагностика.Методы рейтинговой оценки. Сам. работа 6 6 ПК-10, ПК-15, ПК-17 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.4. Количественный и качественный анализ в диагностике кризисного состояния. Лекции 6 4 ПК-10, ПК-15, ПК-17 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.5. Количественный и качественный анализ в диагностике кризисного состояния. Практические 6 4 ПК-10, ПК-15, ПК-17 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.6. Количественный и качественный анализ в диагностике кризисного состояния. Сам. работа 6 7 ПК-10, ПК-15, ПК-17 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Комплексные подходы к диагностики кризисного состояния
3.1. Комплексная диагностика. Факторы и причины кризиса. Лекции 6 4 ПК-10, ПК-15, ПК-17 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.2. Комплексная диагностика. Факторы и причины кризиса. Практические 6 4 ПК-10, ПК-15, ПК-17 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.3. Комплексная диагностика. Факторы и причины кризиса. Сам. работа 6 8 ПК-10, ПК-15, ПК-17 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.4. Финансовые и бизнес-модели. Прогнозирование банкротства Лекции 6 4 ПК-10, ПК-15, ПК-17 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.5. Финансовые и бизнес-модели. Прогнозирование банкротства Практические 6 6 ПК-10, ПК-15, ПК-17 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.6. Финансовые и бизнес-модели. Прогнозирование банкротства Сам. работа 6 10 ПК-10, ПК-15, ПК-17 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.7. Экзамен 6 27 ПК-10, ПК-15, ПК-17 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Якимова В. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности: Методическая литература Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Кулагина Н. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. : Практикум : учебное пособие для СПО Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/A0148182-B1AD-4B49-BA07-FF7961C25006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. Ю. Рудакова, А. А. Бежовец Антикризисное управление : учеб. пособие АлтГУ, 2015
Л2.2 Якимова В. А. Практикум по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности»: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л2.3 Беляков Н. С. Прогнозирование финансового состояния и диагностика банкротства: практическое пособие из университетской библиотеки "online" Университетская библиотека: Онлайн, 2009 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал "Стратегические решения и риск-менеджмент" www.jsdrm.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.