МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Антикризисное управление

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильГосударственное и муниципальное управление
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_04_04_ГМУ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н, доцент, Бежовец Андрей Александрович

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Антикризисное управление

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2014г. №1518)

составлена на основании учебного плана:
38.04.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – дать комплекс знаний и практических навыков о методах и процедурах антикризисного управления в сложных экономических условиях, в условиях рыночной нестабильности на основе, прежде всего, накопленного в России опыта, а также результатов зарубежной практики в данной сфере.
Задачи:
- овладение теорией и методикой антикризисного управления и реструктуризации предприятий;
- ознакомление с процедурами проведения банкротства, практикой их проведения на российских предприятиях;
- изучение подходов к диагностике состояния предприятия;
- изучение типовых процедур оздоровления предприятия и приобретение навыков их применения в нестандартных ситуациях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью к анализу, планированию и организации профессиональной деятельности
ПК-4 владением способностью к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления
ПК-5 владением современными методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об объективных условиях формирования экономических кризисов, возможности воздействия на их развитие, социально-экономических последствиях кризисов; о генезисе и эволюции системы банкротства; санацию предприятий и степень их применимости в различных социально-экономических условиях; о современных подходах российских и западных экономистов к диагностике несостоятельности и повышении конкурентных преимуществ предприятий и его финансовое оздоровление; методах решения долговых проблем в рыночной экономике; о сущности и содержании основных процедур антикризисного управления; о антикризисных программах и их реализации; анализ и планирование в области ГМУ
современные методы диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, методы принятия решений и реализации их на практике
3.2.Уметь:
3.2.1.провести сравнительный анализ теоретических положений в области антикризисного управления различных экономических школ на макроэкономическом уровне; определить характер и вид причин банкротства конкретного предприятия; исследовать состояние предприятия на основе признаков банкротства; выбрать оптимальный путь для проведения санационных, ликвидационных и т.д. процедур при осуществлении антикризисного управления; представлять результаты самостоятельной работы в виде выступлений и докладов; осуществлять анализ и планирование в области ГМУ
применять современные методы диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, методы принятия решений и реализации их на практике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.экономическим стилем мышления; научными методами исследования проблемы, явления, процесса, данных, присущих общественным отношениям производства в России; статистическими данными, отражающими современное состояние антикризисного управления; навыками построения доказательной базы выдвигаемых положений при участии в дискуссиях о степени эффективности процедур антикризисного управления в процессе передачи собственности эффективному собственнику; способностью к анализу, планированию и организации профессиональной деятельности
способностью к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления
современными методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а также методами принятия решений и реализации их на практике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия предметной области
1.1. Методология антикризисного управления организацией Лекции 2 1 ОПК-1, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.2. Методология антикризисного управления организацией Сам. работа 2 16 ОПК-1, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Российский механизм банкротства
2.1. Бизнес-планирование при финансовом оздоровлении предприятия Лекции 2 1 ОПК-1, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.2. Бизнес-планирование при финансовом оздоровлении предприятия Сам. работа 2 16 ОПК-1, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.3. Государственное регулирование отношений несостоятельности Практические 2 4 ОПК-1, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.4. Государственное регулирование отношений несостоятельности Сам. работа 2 16 ОПК-1, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Разработка и реализация антикризисных мероприятий
3.1. Антикризисная финансовая политика Сам. работа 2 16 ОПК-1, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.2. Антикризисная финансовая политика Практические 2 2 ОПК-1, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.3. Маркетинг в антикризисном менеджменте Практические 2 2 ОПК-1, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.4. Маркетинг в антикризисном менеджменте Сам. работа 2 16 ОПК-1, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.5. Антикризисное управление персоналом организации Сам. работа 2 14 ОПК-1, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.6. Зачет 2 4 ОПК-1, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.А. Беляев, Э.М. Коротков Антикризисное управление : учебник Юнити-Дана, 11.05.2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гореликов, К.А. Антикризисное управление: Учебник. [Электронный ресурс] Дашков и К, 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 КонсультантПлюс : справочно-правовая система [Электронный ресурс]
Э2 Гарант:справочно-правовая система [Электронный ресурс]
Э3 ЭБС Университетская библиотека online
Э4 ЭБС Университетская библиотека "Лань"
Э5 http://www.fedresurs.ru/ (Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве)
Э6 http://www.vestnik-gosreg.ru/order_bankrupt.html (Вестник государственной регистрации)
Э7 http://www.rosreestr.ru/ (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии)
Э8 http://www.bankr.ru/ (Банкротство в России)
Э9 http://www.bankrots.ru/ (ООО «Центр проблем банкротства»)
Э10 http://www.bankrotstvo.ru/ (Банкротство RU Информационный портал)
Э11 http://www.crisis.ru/ (Российский антикризисный ресурс)
Э12 http://www.bankrot.org/ (Всероссийский форум о банкротстве)
Э13 http://www.bankrupt.com/ (Библиотека крупнейших корпоративных банкротств – Internet Bankruptcy Library)
Э14 http://www.turnaround.org/ (Ассоциация по антикризисному управлению. Turnaround Management Association)
Э15 Курс в Moodle «Антикризисное управление» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.


Подробнее методические рекомендации по изучению курса представлены в ЭУМК на:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1126