МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проблемы квалификации преступлений против правосудия
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.05.04. Судебная и прокурорская деятельность (специальность)
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_СудПрокурДеят-23-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Проблемы квалификации преступлений против правосудия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017г. №144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2018 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., Детков Алексей Петович, профессор кафедры уголовного права и криминологии

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2018 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ю.н., Детков Алексей Петович, профессор кафедры уголовного права и криминологии

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Преступления против правосудия» является получение студентами уголовно-правовой специализации дополнительных знаний по вопросам соблюдения законности при отправлении правосудия, предупреждения преступлений в данной сфере, ознакомление с современными научными тенденциями по проблемам применения уголовного закона, защищающего интересы государства и права граждан в деятельности следственных учреждений и судов, формирования у студентов собственных представлений о содержании теории уголовного права в указанной области

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4: способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права
ПСК-1.5: способностью к подготовке и вынесению законных, обоснованных и мотивированных судебных актов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-4, ПСК-1.5
нормы Уголовного кодекса РФ, устанавливающие ответственность за преступления против правосудия;термины, понятия и категории, относящиеся к дисциплине;
основные проблемы правоприменения, связанные с привлечением к уголовной ответственности за преступления против правосудия;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4, ПСК-1.5
правильно в четком соответствии с законом квалифицировать деяния, имеющие признаки составов преступлений против правосудия;
применять теоретические положения и закономерности развития правоприменительной практики о привлечении к уголовной ответственности за преступления против правосудия;
оценивать состояние действующего законодательства и указывать направления его совершенствования.
выявлять проблемы в сфере квалификации преступлений против правосудия и предлагать пути их преодоления
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-4, ПСК-1.5
навыками практического применения норм Особенной части УК РФ, регламентирующих ответственность за преступления против правосудия;
навыками оценки практических ситуаций и применения к ним норм законодательства при подготовке и вынесении законных, обоснованых и мотивированых судебных актов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Преступления против правосудия: понятие, система, общая характеристика: основные проблемы правоприменительной практики
1.1. Преступления против правосудия: понятие, система, общая характеристика: основные проблемы правоприменительной практики Сам. работа 5 16 ПК-4, ПСК-1.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Преступления, посягающие на осуществление конституциональных принципов правосудия – установление объекта преступления
2.1. Преступления, посягающие на осуществление конституциональных принципов правосудия – установление объекта преступления Сам. работа 5 16 ПК-4, ПСК-1.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Преступления, посягающие на деятельность правосудия в соответствии с его целями и задачами. Преступления, препятствующие деятельности правосудия по пресечению и раскрытию преступлений. Основные направления совершенствования
3.1. Преступления, посягающие на деятельность правосудия в соответствии с его целями и задачами. Преступления, препятствующие деятельности правосудия по пресечению и раскрытию преступлений. Основные направления совершенствования Лекции 5 2 ПК-4, ПСК-1.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Преступления, посягающие на деятельность правосудия в соответствии с его целями и задачами. Преступления, препятствующие деятельности правосудия по пресечению и раскрытию преступлений. Основные направления совершенствования Практические 5 2 ПК-4, ПСК-1.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Преступления, посягающие на деятельность правосудия в соответствии с его целями и задачами. Преступления, препятствующие деятельности правосудия по пресечению и раскрытию преступлений. Основные направления совершенствования Сам. работа 5 10 ПК-4, ПСК-1.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Причины и условия совершения преступлений против правосудия
4.1. Причины и условия совершения преступлений против правосудия Практические 5 2 ПК-4, ПСК-1.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Причины и условия совершения преступлений против правосудия Сам. работа 5 10 ПК-4, ПСК-1.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Зарубежный опыт противодействия преступлениям против правосудия
5.1. Зарубежный опыт противодействия преступлениям против правосудия Сам. работа 5 5 ПК-4, ПСК-1.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Преступления, препятствующие реализации судебных актов как инструмент, обеспечивающих стабильность правовой системы государства и обеспечивающий неотвратимость исполнения судебных актов
6.1. Преступления, препятствующие реализации судебных актов как инструмент, обеспечивающих стабильность правовой системы государства и обеспечивающий неотвратимость исполнения судебных актов Сам. работа 5 5 ПК-4, ПСК-1.5 Л1.2, Л2.2
Раздел 7. Контроль
7.1. Зачет Зачет 5 4 ПК-4, ПСК-1.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1) Понятие правосудия как объекта уголовно-правовой охраны.
2) Общая характеристика судебной власти в Российской Федерации.
3) Система преступлений против правосудия.
4) Общая характеристика преступлений против правосудия: родовой объект преступлений, непосредственный объект преступлений.
5) Классификация преступлений против правосудия.
6) Эволюция ответственности за преступные посягательства в сфере осуществления правосудия.
7) Характеристика потерпевшего в результате совершения преступления против правосудия.
8) Общая характеристика специального субъекта преступлений против правосудия.
9) Общая характеристика субъективной стороны преступлений против правосудия.
10) Факультативные объекты преступлений против правосудия.
11) Характеристика квалифицирующих признаков преступлений против правосудия.
12) Общая характеристика ненасильственных способов совершения преступлений против правосудия.
13) Общая характеристика насильственных способов совершения преступлений против правосудия.
14) Уголовная ответственность за преступления, посягающие на осуществление конституционных принципов правосудия и ее уголовно-правовые и уголовно-процессуальные основания.
15) Общая характеристика преступления, посягающих на деятельность правосудия в соответствии с его целями и задачами
16) Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования.
17) Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследования.
18) Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования.
19) Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.
20) Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей.
21) Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности.
22) Неуважение к суду.
23) Фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности. Способы фальсификации.
24) Заведомо ложные показания, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод.
25) Заведомо ложный донос.
26) Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний. Основания и условия освобождения от уголовной ответственности.
27) Провокация взятки либо коммерческого подкупа.
28) Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя.
29) Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу.
30) Укрывательство преступлений. Основания освобождения от уголовной ответственности за укрывательство.
31) Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса.
32) Уголовная ответственность разглашение данных предварительного расследования.
33) Уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера.
34) Уклонение от административного надзора.
35) Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи.
36) Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или ареста либо подлежащего конфискации.
37) Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта.
38) Особенности освобождения от уголовной ответственности за преступления против правосудия.
39) Структура и динамика преступлений против правосудия.
40) Способы сокрытия и раскрытия, предупреждения преступлений против правосудия, совершаемых работниками правоприменительных учреждений.
41) Перспективы совершенствования законодательства, структурных изменений в системе правосудия, направленных на предупреждение данных преступлений.
42) Особенности расследования и судебного рассмотрения уголовных дел в странах англосаксонской системы правосудия.
43) Особенности расследования и судебного рассмотрения уголовных дел в странах континентальной системы правосудия.
44) Основные направления развития уголовной ответственности за преступления против правосудия в странах ближнего зарубежья и Таможенного Союза
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Рефераты
1. Система преступлений против правосудия.
2. Общая характеристика преступлений против правосудия: родовой объект преступлений, непосредственный объект преступлений, общая характеристика объективной и субъективной стороны преступлений, субъекты и их специальные признаки, факультативные признаки, групповое деление преступлений.
3. Общая характеристика потерпевшего от совершения преступления.
4. 4.Эволюция ответственности за преступные посягательства в сфере осуществления правосудия.
5. Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности.
6. Незаконное освобождение от уголовной ответственности.
7. Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей.
8. Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.
9. Общая характеристика специального субъекта преступлений против правосудия.
10. Общая характеристика субъективной стороны преступлений против правосудия.
11. Факультативные объекты преступлений против правосудия.
12. Характеристика квалифицирующих признаков преступлений против правосудия.
13. Общая характеристика ненасильственных способов совершения преступлений против правосудия.
14. Общая характеристика насильственных способов совершения преступлений против правосудия.
15. Уголовная ответственность за преступления, посягающие на осуществление конституционных принципов правосудия и ее уголовно-правовые и уголовно-процессуальные основания.


5.3. Фонд оценочных средств
ФОС размещаются в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.С. Капинус [и др.]; отв. ред. О.С. Капинус Уголовное право России. Особенная часть в 2 т. Том 1 : учебник М.: Издательство Юрайт, 2018. – 437 с., https://biblio-online.ru/book/C580BE48-1A50-46AE-B
Л1.2 О.С. Капинус [и др.]; отв. ред. О.С. Капинус Уголовное право России. Особенная часть в 2 т. Том 2.: учебник М. : Издательство Юрайт, 2018. – 504 с., https://biblio-online.ru/book/5B43E2FB-0011-4721-8 https://biblio-online.ru/book/5B43E2FB-0011-4721-8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Уголовное право России. Общая часть/ Казанский (Приволжский) федеральный университет. – 2-е изд., перераб. и доп. Уголовное право России. Общая часть : учебник / Казанский (Приволжский) федеральный университет. – 2-е изд., перераб. и доп.: учебник М. : Статут, 2016. – 864 с., http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452513
Л2.2 Сверчков В.В. УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 10-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/79973497-5344-4144-9B48-C89CE3EF62AC
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary http://elibrary.ru
Э2 Сайт «Университетской библиотеки онлайн» http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html.
Э3 Сайт Верховного суда РФ www.supcourt.ru.
Э4 ЭУМК https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6699
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, Abbyy FineReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Представленую дисциплину целесообразно изучать системно.
Учебные занятия по дисциплине проводятся в виде лекций и практических (семинарских) занятий.
Лекция представляет собой одну из основных организационных форм обучения, направленных на первичное овладение знаниями. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориентиры для самостоятельной работы над изучением дисциплины.
Практические (семинарские) занятия являются второй основной организационной формой учебной деятельности по дисциплине. Они формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение сложных вопросов теории уголовного права в части ответственности за конкретные виды преступлений и выработка навыков применения уголовного закона. На семинарских занятиях студенты овладевают и совершенствуют умения убедительно формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки решения казусов (задач).
В процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо студенту учесть следующее:
1. Перед семинарским занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки. При этом результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в таких формах, как:
- составление плана изученного источника;
- перечисление основных выводов автора прочитанной работы;
- формулирование тезисов (самостоятельного обобщённого и сжатого изложения основных положений изученного источника);
- составление аннотации (самостоятельной краткой обобщающей характеристики прочитанной работы).
- написание конспекта.
Изучение составов преступлений невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, рефератов). В связи с этим студенты должны владеть методикой проведения обобщения судебной практики, то есть знать и уметь пользоваться совокупностью приёмов сбора, обработки и анализа информации о квалификации преступлений правоприменительными органами.
С учётом состава преступления самостоятельно определяется период времени, за который собирается и обобщается судебная практика. Необходимо учесть, что изучение судебной практики за очень непродолжительное время не позволит сделать объективных выводов. Как правило, обобщение судебной практики проводится за последние пять лет. Если за этот период не опубликовано ни одного материала по тому или иному составу преступления, то разрешается использовать и более раннюю практику.
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам.
Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-порталов. К ним относятся Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/).
Следующий этап работы при изучении судебной практики – это систематизация, анализ собранных приговоров, определений, постановлений судов и формулирование результатов обобщения. В итогах обобщения могут быть отражены такие моменты:
- какую позицию занимают судебные инстанции по тому или иному теоретически неопределённому или дискуссионному вопросу;
- по каким основаниям действия виновных переквалифицировались судами;
- имели ли место ошибки в квалификации преступления и какие, при толковании каких объективных или субъективных признаков состава преступления они допускались, их причины;
- имел ли место различный подход к квалификации деяния отдельными судами;
- как решаются вопросы разграничения со смежными составами преступлений, возникают ли трудности у судов в этом вопросе и др.
По заданию преподавателя, результаты обобщения судебной практики необходимо оформить.
Правила оформления результатов проведённого обобщения судебной практики.
Оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к научно-исследовательским студенческим работам (листы формата А-4, скреплённые между собой, страницы пронумерованы, имеется титульный лист). Обязательными разделами такой работы являются:
1. Количество изученных примеров со ссылками на источники.
2. Сформулированные выводы по результатам систематизации и анализа судебной практики.
3. Приложения:
3.1 приобщаются наиболее важные судебные решения.
3.2 на основе наиболее интересных, на взгляд студента материалов, создаётся учебная задача (казус).
При изучении дисциплины особая роль отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа включает: ознакомление с содержанием методических рекомендаций, чтение и изучение конспектов лекций, рекомендованных нормативного материала, основной и дополнительной литературы, подготовку по теоретическим вопросам, вынесенным на семинарские занятия, подготовку рефератов, решение задач, подготовку ответов на вопросы к зачёту.
Реферат представляет собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы, вынесенной в качестве его названия. Для написания реферата требуется изучение нормативного материала, учебной литературы, научных статей, монографий, посвященных заявленной тематике, а также правоприменительной практики.
Объем реферата колеблется от 3 до 7 страниц. Оформляются работа на отдельных листах (формата А-4), скрепленных между собой. Страницы работы должны быть пронумерованы. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским студенческим работам. На цитируемую литературу должны быть сделаны сноски по библиографическим правилам. Завершается текст реферата списком использованной при его написании литературы, составленным с учетом методических рекомендаций по оформлению библиографического списка, утвержденных Советом дирекции библиотеки АлтГУ от 25 января 2011 г. (Сайт научной библиотеки АлтГУ. Режим доступа: http://www.lib.asu.ru/slasu/arhiv/doc/oform.pdf).